Новости

Одна из сетей быстрого питания в России "взяла в штат" своего санкт-петербургского ресторана робота-кассира. "Маруся" (так зовут робота) предназначена специально для работы в торговых центрах, чтобы привлекать посетителей в рестораны сети.
Роботизация не отнимает рабочие места, а, наоборот, создает их, ведь роботов надо создавать, обучать и чинить. Фото: Петр Ковалев / ТАСС Роботизация не отнимает рабочие места, а, наоборот, создает их, ведь роботов надо создавать, обучать и чинить. Фото: Петр Ковалев / ТАСС
Роботизация не отнимает рабочие места, а, наоборот, создает их, ведь роботов надо создавать, обучать и чинить. Фото: Петр Ковалев / ТАСС

Робот способен передвигаться по коридорам, распознавать покупателей, разговаривать с ними и помогать найти ближайший ресторан.

Для имитации внешнего вида кассира робот сделан похожим на человека: имеет голову и две руки. Кроме того, машина оборудована сенсорным экраном и считывателем банковских карт. С его помощью покупатель может ознакомиться с меню, оформить заказ, выбрать время приготовления и оплатить заказ картой. Забрать заказ можно в выбранном вами ресторане.

В мире роботы активно используются в сфере обслуживания, они заменяют кассиров и терминалы оплаты. Например, в январе американская компания Amazon открыла магазин без касс: алгоритмы машинного зрения отслеживают товары, которые покупатели берут с полок. А деньги списываются автоматически, без взаимодействия с кассиром и терминалом оплаты.

Роботы-бариста работают в ресторанах Японии. Китайская Alibaba в июле открыла ресторан с роботами-официантами. А корпорация Sony совместно с американскими учеными планируют создать робота-повара. В России подобного рода роботы тоже производятся. Компания "Вектор Групп" производит "Робобар" - систему самообслуживания, роль бармена в которой исполняет коллаборативный робот-манипулятор.

По мнению эксперта по нейросетям сервиса "Битрикс24" Александра Сербула, Россия способна перенять любой позитивный технологический опыт, который может вывести бизнес на новый уровень.

"У нас быстрый и недорогой интернет, хорошая финтехиндустрия, сильные разработчики и специалисты в интернет-маркетинге. Пермская компания Promobot уже продает своих роботов в США", - рассказывает Александр Сербул. Он будет обеспечивать безопасность в школах. Американская компания Intellitronix разработала кейс его применения. Робот будет определять наличие оружия у учеников и прочих посетителей школы. Если машина видит оружие, то подает сигнал тревоги и отправляет уведомления в полицию и родителям. Пока оружие от робота можно спрятать, но к концу года разработчики намерены оснастить Promobot инфракрасной камерой, чтобы повысить степень распознавания. Сейчас уже ведутся переговоры с учебными заведениями в США. Кроме определения угроз робот может быть востребован и в образовательном процессе, ведь он способен выстраивать коммуникацию и поддерживать диалог.

В России, проблема огнестрельного оружия стоит не столь остро, однако робот с расширенным функционалом может быть полезен во многих сферах. "Если клиенты ресторанов в других странах "подружатся" с андроидами - они повсеместно появятся и у нас", - уверен Александр Сербул.

Роботы в ресторанах и магазинах могут повысить продажи и увеличить выручку за счет так называемого вау-эффекта. Несмотря на большое количество экспериментов с новыми технологиями, люди в стране пока еще не совсем привыкли к такого рода новшествам. Но в случае с некоторыми продажами робот в ближайшее время не сможет заменить человека. Например, покупателям в большей степени необходим живой продавец, когда они совершают покупки или пользуются услугами премиум-класса. Все-таки нужен совет.

Исполнительный директор Национальной ассоциации участников рынка робототехники (НАУРР) Алиса Конюховская уверена, что робототехника в сфере обслуживания - пока новый несформировавшийся рынок. Здесь конкурентоспособность состоит в создании новых продуктов и бизнес-моделей, а не в копировании чужих решений и опыта. Свежие идеи есть. Так, недавно компания "Аврора Роботикс" запустила беспилотный киоск с мороженым. "Мы можем и должны сами создавать уникальные решения, экспериментировать с нишами, предлагать новое. Если это способно привлекать новых клиентов, помогать делать бизнес-процессы более эффективными, сокращать издержки, то опыт может пригодиться. Если есть целесообразность, то бизнес будет это использовать", - подчеркнула Алиса Конюховская.

Правда, есть и обратная сторона. Весь этот прогресс сокращает старые рабочие места. А для новых не каждый подойдет. Значит, придется учиться. "Роботизация не отнимает рабочие места, а наоборот, создает их. Скорее, мы сталкиваемся с проблемой нехватки специалистов, а не проблемой массовой безработицы из-за широкого использования робототехники", - поясняет Алиса Конюховская. По данным НАУРР, российские компании в области сервисной робототехники планируют увеличить свой штат на 33 процента уже в этом году.

Экономика Бизнес Инновации Филиалы РГ Северо-Запад СЗФО Санкт-Петербург Роботы: настоящее и будущее
Добавьте RG.RU 
в избранные источники