Впервые о превращении Батайска, города-спутника Ростова-на-Дону, в вертолетную столицу России было заявлено осенью 2014 года. Соответствующий меморандум о сотрудничестве был подписан Минпромторгом РФ, правительством Ростовской области и госкорпорацией Ростех.
Отличием вертолетного кластера в Батайске от подмосковного Национального центра вертолетостроения в Томилино является, прежде всего, его техническая направленность. Кластер будет включать летно-испытательный комплекс, сборочное производство вертолетов Ми-28, Ми-35, Ми-26 и перспективного среднего вертолета, центр компетенции по производству деталей из композитных материалов, центр поддержки эксплуатации вертолетной техники, филиала вертолетной академии.
Предположительная оценка инвестиций, по данным расчетов четырехлетней давности, составляла порядка 20 миллиардов рублей. При реализации всех условий к 2020 году в Ростовской агломерации должен был появиться мощнейший центр отечественного вертолетостроения на десять тысяч рабочих мест.
Изначально планировалось, что федеральное финансирование при формировании кластера получат два проекта: строительство летно-испытательной станции и производственной площадки. Однако позже в результате корректировки финансирования проект производственной площадки был исключен.
Сейчас под Батайском завершается строительство вертолетодрома для испытаний новой техники. На это из федерального бюджета было выделено 4,6 миллиарда рублей. А вот вопрос дальнейшего строительства на территории кластера заводов, в том числе по производству перспективного среднего скоростного вертолета и специальных изделий из композиционных материалов, буквально повис в воздухе. Для его решения глава региона Василий Голубев провел переговоры с министром промышленности и торговли России Денисом Мантуровым.
- Роствертол продолжает крупномасштабный проект создания в Батайске вертолетостроительного кластера. Он имеет большое значение для региона, поскольку позволит создать новые рабочие места, увеличить отчисления в бюджет, - пояснил Василий Голубев.
Губернатор предложил вернуться к первоначальным планам и включить создание такой площадки в госпрограмму "Развитие оборонно-промышленного комплекса РФ на 2018-2027 годы", и Денис Мантуров поддержал инициативу донского губернатора.
Отметим, что кроме военных машин в вертолетном кластере под Ростовом планировалось наладить серийный выпуск среднего гражданского вертолета. Бюджетные инвестиции в скоростную машину составят до 2020 года около 7,5 миллиарда рублей.
Разработка перспективного скоростного вертолета (ПСВ) предусмотрена федеральной целевой программой "Развитие гражданской авиационной техники России". Согласно ей ПСВ должен обеспечивать дальность перелета до 1,5 тысячи километров. На первом этапе программы крейсерская скорость машины составит 300 - 350 км/ч, на втором этапе - около 450 км/ч. Вертолет массой 10 - 12 тонн ориентирован на потребности авиационного рынка. В пассажирском варианте он будет иметь вместимость 21 - 24 человека. Также разрабатываются специализированные версии вертолета: поисково-спасательный, патрульный и медицинский. Машина предназначена для замены вертолетов семейства Ми-8/17.
Тем временем
На международной выставке "Гидроавиасалон - 2018" Таганрогский авиационный научно-технический комплекс имени Бериева подписал контракт на поставку в США четырех самолетов-амфибий Бе-200ЧС и опцион еще на шесть машин. Еще пять самых крупных гидросамолетов из Таганрога будут поставлены в Чили.