- Уничтожение земельных комитетов произошло еще в 2003 году, тогда же создали юстицию, которая, на мой взгляд, бездарно распорядилась земельными архивами: документы вывозились "КамАЗами" на свалки и сжигались. ВИСХАГИ - центральная организация, работавшая с земельными комитетами на местах. Она обладала прекрасным оборудованием, в том числе самолетами для проведения аэросъемки, высококвалифицированными инженерами, но, главное, в ее региональных подразделениях были собраны достоверные сведения о границах участков в каждом районе. Именно там хранятся первые экземпляры схем перераспределения земель колхозов и совхозов, первичные списки собственников, получившие права на земли сельскохозяйственных предприятий при приватизации. И вот сегодня Госземкадастр ВИСХАГИ, входивший в перечень стратегических предприятий России, потихоньку убирают со сцены, - рассказывает Татьяна Поливанова.
По ее словам, крупный институт реорганизовали, сделав подотчетным менее значимому учреждению - Московскому аэрогеодезическому предприятию. Последнее не располагало серьезными ресурсами, что не помешало ему браться за все государственные заказы, которые выполняли с помощью субподряда. Качество работ никто не контролировал. А ВИСХАГИ, оставленный не у дел, без прямых договоров, впоследствии отправили под банкротство, наложили арест на имущество и ограничили его деятельность. Теперь выводятся из игры филиалы. При этом их архивы - это зачастую единственный источник информации, позволяющий определить границы полей там, где позднее не было проведено межевание.
- Документы по землеустройству изготавливались в пяти экземплярах, но естественно, с годами найти концы сложно, так как при реорганизации предприятий они были утрачены, - продолжает Татьяна Поливанова. - Сейчас мы сталкиваемся с тем, что на бумаге площади земель на месте бывших колхозов раздуты в два раза. Как такое возможно? Все просто: из-за реестровых ошибок, погрешностей при пересчете координат, и, конечно, мошеннических действий - захвата территорий. Порой только вот эти первые проекты перераспределения земель помогают распутать клубок противоречий и понять, чем человек владеет фактически.
И вместо того чтобы совершенствовать учет земель, как считает эксперт, его только окончательно разваливают. В настоящее время даже неизвестно количество участков и невыделенных долей в России. А это значит, можно запрашивать у государства любые суммы и завышать показатели на проведение общих кадастровых работ.
В Краснодарском крае филиал ВИСХАГИ продолжает работать. Но, по мнению директора предприятия, архивы не панацея от всех бед. Основная ценность - специалисты.
- Раньше наше предприятие было основным исполнителем заказов Росреестра, но потом его сделали подведомственной компанией, - рассказал директор южного филиала ВИСХАГИ Алексей Калиткин. - И дело не в архивах, как мне кажется, без специалистов они превращаются в макулатуру, а в том, что с течением времени с арены ушли ведущие предприятия в земельной отрасли (например, такие как Кубаньгипрозем). Остаются люди с недостаточной квалификацией. В итоге 70 процентов земельных участков, залитых в кадастровую карту, стоят сегодня не на своих местах. Другой вопрос - инвентаризация земель. Раньше учет проводился с четкой периодичностью раз в 10 лет. Последняя инвентаризация прошла в 1997 году, частично в 2007 году, затем после 2014-го. Увы, сейчас действительно никто толком не знает, сколько и какие земли есть в России.
К слову, недавно южный филиал выступил с предложением перед министерством сельского хозяйства края провести зонирование по использованию земельных угодий. Получается, что даже в самой кризисной ситуации можно отыскать выход. Но заинтересованы ли будут в этом чиновники на местах, и насколько добросовестно они будут работать по наведению порядка, большой вопрос.
В прошлом году "Южный сад" получил президентский грант на инвентаризацию садовых и дачных участков в ЮФО. Для многих владельцев соток участие в проекте стало единственной возможностью оформить свои права. Однако пока комплексные работы (по упрощенной схеме и с минимальной стоимостью 2850 рублей) проводятся в Ростовской и Астраханской областях, в остальных регионах чиновники чинят всевозможные препятствия, желая руководить всем процессом самостоятельно.