Новости

18.09.2018 21:11
Рубрика: Общество

Включить счастье

Как воспитание влияет на гены
Счастье в значительной мере зависит от наших генов! А точнее, от них зависит наше восприятие мира, людей, разнообразных ситуаций, в которые мы попадаем. Такой вывод можно сделать из исследования ученых Института общей генетики РАН.
Стресс, особенно в детстве, оставляет след в наших генах.  Фото: depositphotos.com Стресс, особенно в детстве, оставляет след в наших генах.  Фото: depositphotos.com
Стресс, особенно в детстве, оставляет след в наших генах. Фото: depositphotos.com

Нет, они не нашли тот самый ген счастья, о чем периодически сообщают в различных СМИ. И вряд ли вообще когда-нибудь найдут, так как это чувство зависит от множества генов, каждый из которых не является определяющим, и только в гигантском ансамбле они делают человека способным испытывать лучшее из наших чувств. Такая же ситуация , кстати, и с генами гениальности. Многое должно сойтись в генном оркестре, чтобы появились новые Пушкины или Моцарты.

Правда, генетики нашли зацепку, которая позволяет приблизиться к пониманию того, как мировосприятие зависит от генов. В свое время в Голландии генетики изучали семью, в которой повышенная агрессия передавалась по наследству. Конкретно речь шла об одном из ферментов (моноаминоаксидаза А), который выполнял важнейшую роль в работе мозга. Оказалось, что у членов голландской семьи по мужской линии из поколение в поколение не работает ген, который управляет выработкой данного фермента. Именно это и стало, по мнению ученых, причиной феномена наследственной агрессивности. Кстати, когда этот ген удалили у мышей, то еще недавно миролюбивые самцы превратились в настоящих буянов.

Дальнейшие исследования больших групп людей, в том числе и преступников с повышенной агрессивностью, показали, что голландская семья уникальна, только у ее мужчин ген полностью выключен. Но тогда все остальное человечество должно улыбаться и дарить друг другу цветы? И никакой агрессии? Если бы было так, человечество не выжило бы как вид. Именно агрессия помогала противостоять враждебным силам, которые окружали наших далеких и недалеких предков. Но мудрая природа сделала так, что ген кодирует фермент в двух вариантах. Когда ген активный, вещества наработается много, менее активный - значительно меньше. Что влияет на реакцию разных людей на разные ситуации.

- Мы изучали этот ген на больших популяциях в нескольких регионах страны, - сказала корреспонденту "РГ" доктор биологических наук Светлана Боринская. - Открылась очень любопытная картина. Люди из одного района в зависимости от того, какой вариант у них гена, по разному воспринимают, насколько опасна окружающая их обстановка. Понятно, когда, скажем, в Кабардино-Балкарии говорят, что живут в более опасной обстановке, чем в Чувашии. Но в Кабардино-Балкарии один вариант гена "дает" более частый ответ, что вокруг меня опасно, а другой реже. Примерно такая картина на Алтае, в Ленинградской области и других регионах. Казалось бы, люди в одном регионе живут примерно в одной обстановке, но в зависимости от варианта гена по-разному оценивают ее опасность. Хочу подчеркнуть, что это восприятие не определяется геном, но он оказывает на это мироощущение существенное влияние.

Король в пьесе "Обыкновенное чудо", сделав злой поступок, оправдывался: это во мне дядя заговорил, такой негодяй был

Получается, что мы полностью зависим от генного наследства? И все свои поступки можем списать на не слишком неудачный вариант того или иного гена? Как король в пьесе "Обыкновенное чудо", сделав злой поступок, оправдывался: это во мне дядя заговорил, такой негодяй был. Молодая наука эпигенетика дает ответ на этот вопрос. Она изучает, как условия жизни могут повлиять на наши гены. И если еще недавно считалось, что подобное невозможно, то сейчас все больше фактов, которые подтверждают обратное.

- В частности, изучается, как взаимодействуют гены, которые отвечают за выработку гормона стресса кортизола, и условия воспитания, - говорит Боринская. - Во время экспериментов только родившихся крысят брали от матери, что было для них сильным стрессом, а потом возвращали. Оказалось, гормон стресса у них и у животных с благополучным детством работает по-разному. Что во многом определило их поведение в дальнейшей жизни. Особи с трудным детством более пугливы, слишком нервно реагируют на разные внешние факторы и, что интересно, хуже обучаемы.

Сегодня уже понятно, в чем генетическая причина такого влияния стресса. Дело в том, что на ДНК он оставляет след в виде так называемых метиловых меток, которые снижают уровень активности гена, а значит, и выработки гормона противостоящего стрессу. Конечно, ученые на этом не остановились, они изучали людей, которые воспитывались в благополучных семьях с двумя родителями и в неполных с одним. Картина получилась ожидаемая: в неполных метильные группы на ДНК, сниженная активность гена, большая подверженность к стрессам. Такие люди чувствуют себя более тревожно, мир чаще представляется ИМ опасным. но что важно - в экспериментах на крысах показано, что если мать заботливая, тщательно вычесывает и вылизывает детеныша после стресса, то метильные метки с днк снимаются и работа гена возвращается к норме.

Словом, генетика позволяет взглянуть на человека, на его мироощущение, чем давно занимаются психологи, педагоги, философы, с принципиально другой стороны. Она в конкретных экспериментах объясняет многие выводы гуманитариев, показывает новые аспекты, которые надо учитывать и обществу, и отдельному человеку.

Общество Наука Научный подход с Юрием Медведевым