"Мы не планируем это делать. Мы просто думаем, что, к большому сожалению, немецкий народ платит миллиарды и миллиарды долларов в год за энегоресурсы из РФ. И я могу вас заверить, немецкому народу это не нравится", - заявил Трамп на пресс-подходе после встречи с польским президентом Анджеем Дудой.
Тот, в свою очередь, выразил надежду, что все же "Северному потоку-2" не избежать санкций (Польша - одна из стран, активно выступающих против проекта газопровода, так как считает, что это лишит ее положения транзитера российского газа в Европу). "Решение в руках президента США. Надеюсь, что господин президент это решение примет. Мы сегодня аргументировали, какая польза от этого для Соединенных Штатов", - приводит слова Дуды РИА Новости.
На минувшей неделе министр энергетики США Рик Перри во время визита в Москву заверил журналистов, что санкции против "Северного потока-2" будут введены, если газопровод продолжат строить (ввод в эксплуатацию запланирован на конец следующего года). Кроме того, Перри утверждал, что США готовят новые санкции против энергетического сектора РФ в целом. В интервью "Коммерсанту" он уточнял, что окончательное решение еще не принято.
После визита Перри в Москву немецкое издание Handelsblatt выпустило авторскую статью, в которой перечислило основные причины, по которым Германия выбирает российский трубопроводный газ вместо импорта американского сжиженного природного газа (СПГ). Тезисы сводились к тому, экономически выгоднее покупать газ по трубе даже с учетом капитальных затрат на ее строительство.
"В Германии политика энергетики диверсифицирована: мы импортируем газ из Норвегии, Нидерландов, России, сталкиваемся с проблемами при осуществлении договоренностей о климате, и наша потребность в газе на самом деле будет расти. Проект "Северный поток-2", мне кажется, будет значимым и важным для нас", - заявила позднее канцлер ФРГ Ангела Меркель, выразив надежду, что проект будет реализован.
На данный момент Россия обеспечивает Европу газом примерно на треть, такая же доля у Норвегии как поставщика. При этом Россия зависит от поставок в Европу больше: доля региона ее экспорта составляет около 2/3. США считают, что расширение поставок из России сделает Европу уязвимой в части энергетической безопасности. Кроме того, санкции против "Северного потока-2" Рик Перри напрямую связывал с политикой.
"Немногие ожидали, что США дойдут до войны с европейскими партнерами, потому что в данном случае оно того не стоит. Тем более, что проект уже активно реализуется, часть денег европейские компании уже перечислили за него - поэтому уже поздно. Нужно было заниматься этим раньше", - оценил решение США не вводить санкции против "Северного потока-2" директор российского Института национальной энергетики Сергей Правосудов.
Александр Собко, аналитик Центра энергетики Московской школы управления Сколково:
Американский СПГ может продаваться в Европе с двумя вариантами ценообразования. Во-первых, в случае заключения долгосрочного контракта, по полной себестоимости СПГ, с привязкой к внутриамериканским ценам на газ. В таком случае конечную стоимость газа в Европе можно оценить в $8/млн БТЕ при нынешних ценах на газ в США. Но стоимость СПГ может вырасти в случае роста цен на газ в США. Во-вторых, с привязкой к биржевым ценам на газ в Европе - сейчас это свыше $9/млн БТЕ.
Напротив, российский газ пока еще поставляется с ценовой привязкой к нефтяным котировкам (или с гибридным ценообразованием, включающим в себя и котировки на европейских газовых хабах). При высокой цене нефти в $80/баррель цена составит те же $8/млн БТЕ, но при падении нефтяных котировок (что сейчас выглядит вполне вероятным) цена, напротив, снизится.
Кроме того, даже в случае перехода на ценообразование с привязкой к европейским биржам российский трубопроводный газ гарантированно попадет в Европу. Напротив, СПГ при ценовой привязке к биржевым котировкам (обычно в таком случае речь идет не об обязывающих контрактах) может не попадать в ЕС, а продаваться в Азию, где цены традиционно выше.
Себестоимость добычи и транспортировки российского газа, конечно влияет на ценовые ориентиры при подписании контрактов, но непосредственно не определяет уровень цен для европейских потребителей.