"Малые форматы торговли находятся в искусственно подавленном состоянии", - признал Никита Кузнецов, и.о. директора департамента развития внутренней торговли, системы цифровой маркировки товаров и легализации оборота продукции минпромторга.
Но ведомство выступает категорически против такого же искусственного подавления торговых сетей за счет снижения 25-процентного порога их присутствия на локальном рынке.
В каждом регионе должны быть представлены все формы торговли, различные бренды и товары, сказал Кузнецов на конференции "Поставщик и сетевой ретейл: практика эффективного взаимодействия", организованной Ассоциацией производителей и поставщиков продовольственных товаров. Такой подход будет заложен в стратегию развития розницы до 2025 года, которую разрабатывает Минпромторг. Документ будет носить "прикладной" характер, обещал Кузнецов.
Главное предложение по поддержке малых форм торговли пока заключается в освобождении их от излишнего регулирования со стороны государства. Если им не мешать, то небольшие магазины, киоски, ярмарки будут развиваться сами, считают в минпромторге. Хотя им, конечно, придется найти свой путь к сердцу покупателей.
Потребители от этого только выиграют. Небольшие магазинчики будут предлагать уникальные товары, а массовый ассортимент, как предполагается, покупатели смогут найти в торговых сетях. Впрочем, и сами сети также начнут бороться за то, чтобы у них на полке была представлена продукция фермеров, стремясь привлечь покупателей. "В итоге вперед вырвутся те торговые сети, которые смогут наладить закупки у небольших поставщиков на уровне одного магазина", - считает Никита Кузнецов.
Сети и рады были бы брать продукцию у малых производителей, но в России нет такого количества фермеров, как на Западе. А тем, кто есть, для поставки своего товара в торговые сети придется пройти сертификацию, зарегистрироваться в системе "Меркурий", наладить транспортную логистику, заметил председатель президиума Ассоциации компаний розничной торговли Сергей Беляков. Высокие издержки делают такие попытки невыгодными ни для сетей, ни для самих фермеров, пояснил он.
Торговым предприятиям также приходится непросто. По данным компании Nielsen, индекс потребительской уверенности, немного повысившийся в 2017 году, в первом полугодии 2018 года вновь стал снижаться. Сейчас более 60 процентов россиян экономят на одежде, гаджетах, покупке еды навынос, отметил директор по работе с розничными сетями Nielsen Россия Дмитрий Швецов.
Теперь, чтобы завлечь покупателей, одна из сетей даже начала предлагать им бесплатное такси до дома. В 2018 году впервые начали закрываться гипермаркеты, не выдержав конкуренции. Уходят с рынка региональные сети.
В период спада потребительского спроса в 2014-2016 годах ситуацию спасала высокая инфляция, производители и продавцы понемногу поднимали цены и тем самым увеличивали свои обороты, заметил гендиректор компании InfoLine Иван Федяков. Сейчас в условиях низкой инфляции поднимать цены не получается, так как спрос почти не растет, а издержки растут стабильно.
В такой ситуации крупные участники рынка ждут ослабления административного регулирования, обещая взамен развитие институтов саморегулирования.