Почему родители все чаще отказываются от школ и учат детей дома

Больше чем в шесть раз за три последних года в Екатеринбурге выросло число учеников, которые обучаются дома, в семье. Если в 2015 году таких было всего 30 человек, то сегодня уже 200. Педагоги просят не путать домашнее и семейное обучение. В первом случае дети учатся дома по медицинским показаниям, с ними работает учитель, во втором - они овладевают науками с помощью родителей, часто и вовсе самостоятельно, когда необходимо - с привлечением репетиторов.

Как вообще можно забрать детей из школы, чему их можно научить дома? И как тепличным девочкам и мальчикам общаться со сверстниками, постигать науку жизни? Чтобы выяснить это, корреспондент "РГ" побывала в нескольких семьях с семейным обучением.

В классе только я и брат

- В прошлом году дочка Устина пошла в первый класс одной из лучших школ района, была одной из пяти лучших учениц в классе, - рассказывает мама троих детей Ульяна Мадисон. - Но в моем представлении школа должна быть местом, где учат учиться, учат ставить цели и их достигать, учат понимать и развивать свои сильные стороны, учат искать нестандартные пути решения задач, учат отстаивать свое мнение. Где дети чувствуют себя свободно, где им комфортно. Ну как вышло на поверку, наша нынешняя система образования учит только "слушаться и повиноваться". Я поняла, что моя дочка неизбежно теряет интерес к учебе.

Когда прошлой зимой Устина заболела и ей какое-то время пришлось заниматься дома самостоятельно, ее настолько это увлекло, что программой первого класса она овладела в несколько раз быстрее, чем ее сверстники. И оставалась еще масса свободного времени - можно было ходить на экскурсии, в театры, путешествовать, танцевать. Девочка очень любознательная, много читает. И все самое интересное, что узнает сама, рассказывает пятилетнему брату, а тот, раскрыв рот, внимательно слушает. Пока Устина во втором домашнем классе, и почти все необходимые знания она добывает сама, родители лишь немного направляют свою ученицу.

На семейном совете решили, что во второй класс Устина не пойдет. Решили развивать главным образом то, что ей действительно нравится, к чему лежит душа. А по всем остальным предметам она будет сдавать необходимый образовательный минимум. Каждый год те, кто находится на семейном обучении, аттестуются в школе, к которой официально прикреплены. Можно проходить тестирование и реже - главное, чтобы ученик к концу обучения владел знаниями, которыми обладают выпускники традиционных школ. То есть сдал ЕГЭ. Никаких проблем с этим, как правило, не возникает. По данным департамента образования Екатеринбурга, ученики на семейном обучении сдают экстерном программу порой за несколько классов сразу. И в целом уровень сдачи ЕГЭ у них несколько выше. По словам Ульяны Мадисон, никаких проблем и с коммуникацией у ребенка не возникает, Устина занимается в научном центре, семья много путешествует, они постоянно посещают музеи, концерты, ходят на экскурсии. И вот-вот пойдет в театральную студию.

- Без школы дети свободнее и самостоятельнее. Не надо мешать им жить, - заключила Ульяна Мадисон.

Теперь все дома

О семье Соловьевых наша газета уже писала в прошлом году. В ней пятеро детей от шести до 15 лет, - Никита, София, Коля, Артем и Доминика, - все занимаются робототехникой, заняли второе место на всероссийских соревнованиях, должны были поехать на международные, в США, но не смогли собрать денег. Папа - священник с инженерным образованием, у мамы два высших образования. В этом году после долгих сомнений и они решили перевести своих детей на домашнее обучение.

- У меня уже был перед глазами пример семьи, в которой трое детей, обучаясь самостоятельно, без всяких проблем сдали школьный курс и учатся сейчас в университетах, - рассказывает мама, Екатерина Соловьева. - В школе нас особо не отговаривали, директор знает, что дети очень активные и самостоятельные, поэтому проблем ни с обучением, ни с общением не возникнет.

На вопрос, не боятся ли родители, что по точным наукам в старших классах им не будет хватать знаний, Екатерина говорит, что не стесняется признаться в том, что чего-то не знает, всего знать невозможно, и даже интереснее вместе с детьми докапываться до истины. Благо сейчас есть масса возможностей получить практически любые знания. Интересные зрелищные интерактивные уроки, есть научные центры, где дети на наглядных примерах изучают химию, физику, биологию.

Чтобы было проще ориентироваться в образовательном пространстве, Соловьевы взяли за основу курс "Классические беседы", он рассчитан на 24 учебные недели, начинается в середине сентября и заканчивается в середине апреля. То есть каникулы у детей будут на два месяца дольше, чем у школьников. Тем больше времени останется на другие занятия. К слову, в этой семье работают и папа, и мама. Екатерина недавно стала преподавать в кружке по робототехнике. В том самом, где занимаются ее дети.

Против

Август Белкин, заслуженный деятель науки России, академик Академии педагогических и социальных наук, доктор педагогических наук: 

- Нисколько не сомневаюсь в том, что дети в семьях получают образование лучше, чем в школе, и все же я категорически против обучения на дому. Ведь школа, кроме основной своей задачи - давать образование, прививает и социальный иммунитет к жизненным трудностям. А это часто куда важнее суммы полученных знаний. Школьный класс - это же небольшой срез общества в целом. В нем есть двоечники и отличники, свои герои и предатели, сильные личности и приспособленцы. И дети учатся общаться друг с другом, учатся решать проблемы, возникающие во взаимоотношениях. Ну где и когда еще овладеешь этой наукой? Меня в свое время отчислили из школы только за то, что рано начал ухаживать за девочкой, да еще и на два года старше себя. Потом отчислили из другой школы за конфликт с директором. Но прошло время, я в эту же школу пришел работать директором. Трудности закаляют. И честно скажу, я не знаю, что бы из меня вышло, если бы я сидел и учился дома. Все важно - и первые драки до крови в поисках справедливости, и первая любовь. Так что домашние умники и умницы могут оказаться лишенными самого важного в жизни.

За

Антон Кузнецов, практикующий психолог, работает с подростками:

- На мой взгляд, никаких проблем в отношениях со сверстниками и в дальнейшей взрослой жизни не возникнет, если дети кроме учебы дома посещают кружки, секции, если они в принципе активны и любознательны.

Любой из нас - и подросток, и взрослый, выбирает друзей, приятелей для общения из той среды, которая ему ближе, интереснее, которая отвечает его интеллектуальным запросам. Зачем ломать себя и налаживать отношения со всеми? Я уж не говорю о тех случаях откровенной травли некоторых детей, которых по каким-то причинам невзлюбили в школе. И это может нанести непоправимый ущерб психике, будет сказываться потом всю жизнь. Подросток обязательно найдет для себя необходимый круг общения и вне школы. И хорошее образование, то, что ребенок активно познает мир, стремится многое узнать сам, в этом только помогает. А выстраивая отношения с противоположным полом, подросток, как правило, копирует модель собственной семьи, и в этом отношении куда важнее позитивный опыт отношений между его родителями. А уж где случается первая влюбленность подростка - в школе, в парке или в театральной студии, - абсолютно неважно.

Конкретно

Как перейти на семейное обучение

Родители должны написать два заявления: одно - в департамент или комитет образования своего муниципалитета, другое - директору школы об отчислении из школы. На период прохождения аттестации ребенок снова зачисляется в учебное учреждение. При этом при необходимости школа обязана обеспечить учебниками учащегося.