19.09.2018 10:35
    Поделиться

    На питчинг фестиваля "Флаэртиана" в Перми приехали десятки режиссеров

    В Перми открылся 18 Международный фестиваль документального кино "Флаэртиана". Начавшись 23 года назад как региональный "междусобойчик", сегодня фестиваль стал знаковым событием для огромного числа документалистов из России, Европы, Америки.

     Что притягивает к нему людей, для которых неигровое кино стало делом жизни, есть ли в этом жанре свои модные тенденция и направления, и зачем вообще люди снимают документальные фильмы? Об этом "Российская газета" побеседовала с создателем и президентом "Флаэртианы" Павлом Печенкиным.

    Павел Анатольевич, каждый год, открывая фестиваль, вы повторяете одну и ту же фразу: "на этот раз в Перми собралось больше участников, чем в предыдущем".

    Павел Печенкин: И это чистая правда. Но нынешний год вполне может стать последним для этой фразы, поскольку сейчас мы достигли максимума вместимости фестивальной площадки. Большее количество людей принять уже невозможно. Предстоит либо расширять площади, либо разделять фестиваль на отдельные проекты.

    С чем связан рост интереса к Флаэртиане", кроме того, что это практически единственный фестиваль такого уровня в России?

    Павел Печенкин: Фестиваль имеет вес и авторитет среди профессионалов, поэтому интерес к нему уже на протяжении многих лет остается стабильно высоким. Кроме того, в прошлом году мы с нашими партнерами из Германии в качестве пилотного проекта впервые провели "Флаэртиану-форум" - мероприятие, посвященное производству документального кино, объединяющее тренинги, мастер-классы ведущих мировых мастеров кинематографии и питчинг для начинающих документалистов.

    Нынче на его продолжение мы получили грант Министерства культуры РФ, что позволило нам расширить количество российских участников и пригласить мировых экспертов в области документального кино. В команде, возглавляет которую продюсер и руководитель международного фестиваля документального кино Франции Люсса Кристоф Постик, восемь тьютеров из России Франции, Германии.

    Сколько человек приехало в Пермь учиться снимать документальное кино?

    Павел Печенкин: На тренинги и питчинг было подано около 100 заявок, мы отобрали 38 проектов, которые будут представлены потенциальным продюсерам и инвесторам. Из них восемь - фильмы из стран восточного партнерства, остальные российские - из Москвы, Санкт-Петербурга, Красноярска Новосибирска, Иркутска, Петрозаводска. Сейчас к нам едут даже те московские хипстеры, которые раньше говорили, что Пермь - это периферия и провинциальность.

    В конкурсной программе представлено более 160 фильмов. О чем они?

    Павел Печенкин: Как всегда - о жизни человека. Вся программа фестиваля - это уникальная коллекция историй, которую мы собираем со всего мира по формуле "флаэрти": человек, проживающий на экране часть своей жизни. Например, история о женщине, которая живет в крупном городе и стремится посещать абсолютно все театральные постановки. И поскольку у нее немного денег, она всякий раз придумывает разные способы попасть в зрительный зал бесплатно или по скидкам. Мне кажется, многим знакомо это чувство, когда мы стараемся проникнуть туда, куда очень хочется, а билетов уже нет. Или рассказ о пенсионере, который решил построить собственными силами и на свои средства храм. Мерило всего - человек и это главное в документалистике, именно это и привлекает все больше внимания к нашему фестивалю.

    А в документальном кино есть свои модные тенденции?

    Павел Пенченкин: Не стал бы говорить о моде. Достаточно много картин делается с желанием помочь людям. К ним относятся фильмы о жизни людей с ограниченными возможностями здоровья, о людях, владеющими душевным позитивом или способным на духовные подвиги служения людям. В последние годы стали появляться новые герои документалистики - ученые, педагоги, врачи, то есть та интеллигенция, которая составит базу следующего поколения. А вот, например, священников среди героев документального кино стало много меньше.

    Снять художественный фильм - это возможность получить славу, почет, деньги, любовь зрителей. А что заставляет человека снимать документальное кино? Ведь для рассказах о подвигах есть журналистика.

    Павел Печенкин: Те, кто снимают документальные фильмы, на мой взгляд, просто святые люди, романтики. Они хотят изменить мир, улучшить людей, хотят им помочь. На самом деле таких подвижников не так уж и много. Но они - соль земли нашей. Они создают мир, в котором хочется жить. И даже если у нас будет журналистка, которая будет показывать всю правду жизни, документалисты все равно необходимы. Журналист пришел, увидел, снял и забыл.

    А у нас совершенно другой взгляд на ситуацию, они могут годами и даже десятилетиями наблюдать за человеком, общаться с ним. И в этом случае результат получается другой.

    Пермь на протяжении многих лет принимает документалистов со всего мира. А как часто сам город оказывается в фокусе профессионалов?

    Павел Печенкин: В этом году на "Флаэртиане" как никогда большое пермское представительство. Около 10 процентов всех представляемых фильмов - это картины, посвященные Прикамью или снятые в нашем городе или пермскими режиссерами. Один из наших региональных проектов участвует в питчинге.

    Пермяк Алексей Романов представит потенциальным продюсерам идею фильма о Теодоре Курентзисе. Курентзис - это личность мирового уровня, и надо воспользоваться моментом, пока он живет в Перми, чтобы рассказать о нем всему миру. Алексей очень талантливый человек и, думаю, это будет интересная работа.

    Вообще, кто как не документалисты будут прививать нам с вами привычку любить родной город и прославлять его. "Флаэртиана" - еще и возможность сделать так, чтобы как можно больше людей в мире знали о Перми, умели правильно произносить его название и даже любили. Один из способов - снимать о нем документальное кино. Что мы и стараемся делать.

    Поделиться