Участники консилиума разделились на четыре группы - маршрутизация пациентов, кадры, лекарственное обеспечение, инфраструктура лечебных учреждений. В этих сферах были обнаружены "узкие места". Главный вопрос - где взять новых специалистов в преддверии строительства в городе крупного медицинского центра и нескольких районных поликлиник, которые запланированы в федеральной целевой программе развития Крыма и Севастополя. Ведь даже сейчас врачей не хватает. В некоторых специальностях остались работать только пенсионеры.
По словам вице-президента ассоциации врачей Севастополя Юрия Малькова, программа "Миллион доктору", которая должна была привлечь специалистов из других регионов, не работает. Правительство Севастополя выдавало субсидию в размере миллиона рублей для врачей и полмиллиона - для младшего медперсонала, которую они тратили на покупку жилья. За это следовало отработать в государственных медучреждениях Севастополя пять лет.
- Большинство вернули миллион и ушли в частную медицину или уехали обратно, - говорит Мальков.
Губернатор Севастополя Дмитрий Овсянников сетует, что городская медицина получает достаточно финансирования, но деньги не всегда доходят до врачей.
- Работа должна быть привлекательной, а это ответственность главврачей. Если приезжий специалист получит зарплату не 20-30 тысяч рублей, а 70, то у него будет возможность решить жилищные вопросы, - уверен Овсянников. - Врач же "купился" на этот миллион, приехал. Надо проанализировать, почему он уезжает? Со стороны государства мы стимулируем строительство жилья по цене 40 тысяч рублей за квадратный метр, и через два года будем готовы предоставить молодым специалистам эти квартиры.
Кроме этого, в Севастополе будут делать ставку на целевое обучение своих специалистов в медицинской академии Крымского федерального университета, медвузах Краснодара и Москвы.
У общественников вызвала опасение оптимизация в учреждениях, в результате которой сокращается количество коек в стационарах. При этом по нескольким профилям в Севастополе вообще не оказывается помощь. Среди них - реабилитация.
Глава территориального фонда ОМС Севастополя Татьяна Гроздова объясняет: из-за отсутствия мест реабилитации средства системы ОМС уходят в другие регионы, в основном в Республику Крым, куда направляют пациентов.
- Коэффициенты стоимости реабилитации сейчас самые высокие, но пока деньги уходят в соседние регионы, - говорит Гроздова. - У нас реабилитационные койки только планируют открыть в горбольнице N3. Надо сделать так, чтобы реабилитацию наши пациенты проходили здесь, и к нам приезжали взрослые и дети из других регионов.
Такой же пробел с диспансеризацией, которая могла бы приносить медучреждениям дополнительные средства. В 2017 году план диспансеризации севастопольцев был выполнен на 61 процент, в 2016 - менее чем на 40. А эти цифры влекут за собой позднюю постановку диагнозов и высокую смертность от онкологических заболеваний.
- Показатели диспансеризации далеки от среднероссийских, но динамика есть, - говорит замдиректора департамента здравоохранения Севастополя Антон Бахлыков.
Медики предложили во всех учреждениях сделать "зеленый коридор" для диспансеризации, а также ввести систему мотивации всех участников процесса.
Еще одно нововведение, которое может появиться в Севастополе уже в 2019 году, - единое фармакологическое бюро. Сейчас городу остро не хватает клинических фармакологов, их всего два на все медучреждения. Из-за этого нет никакого контроля за побочными действиями, индивидуальной непереносимостью лекарств, которые выдают льготникам.
- Это ноу-хау, такого в России еще не было, - уверяет начальник управления лекарственного обеспечения и лицензирования медицинской и фармацевтической деятельности Севастополя Зинаида Суппес. - Служба фармакологов будет осуществлять анализ и планирование закупок совместно с главными внештатными специалистами, сможет обучать терапевтов и оказывать консультативную помощь пациентам по вопросам применения лекарственных препаратов.
Кроме этого, закупка лекарств будет централизованной, а уже в будущем году в Севастополе наконец появится единый аптечный склад, о котором в департаменте здравоохранения говорят с 2014 года.
Решение организационных и управленческих вопросов медицины упирается в информатизацию, уверены участники консилиума. Без общей информационной системы, которая объединит все учреждения и будет доступна с рабочего места каждого врача, позволит проводить мониторинг и распределять потоки пациентов, всех проблем не решить. На ее создании сделают упор в ближайшие годы. Также необходимо усовершенствование системы управления.
- Основная проблема здравоохранения не в качестве специалистов, а в менеджменте - своевременном обследовании, отсутствии очередей, наличии правильных назначений, использовании технологий, - считает Дмитрий Овсянников. - Мы должны задействовать резерв управления в новых учреждениях, которые будут построены в Севастополе.
P.S.
По итогам консилиума составят план действий на ближайшие три-пять лет. Он будет реализован при поддержке правительства Москвы, с которым Севастополь подпишет соглашение о сотрудничестве в сфере здравоохранения.