Два проекта даже были исключены из перечня Минпромторга из-за невыполнения показателей. Тем не менее по итогам 2017 года Средний Урал сохранил за собой статус одного из десяти крупнейших регионов-лесозаготовителей и вошел в топ-5 по числу реализуемых приоритетных инвестпроектов. К примеру, в Верхней Синячихе в рамках этой деятельности открыли линию по выпуску пеллет мощностью 8000 тонн продукции в год. В планах - поставить вторую такую же, замкнув цикл высокотехнологичного производства от заготовки леса до переработки отходов, образующихся в цехе пиломатериалов и деревообработки.
Ситуация разрыва между планами и реальностью характерна не только для Урала, но и для других регионов, констатируют эксперты. Леспром не слишком привлекает инвесторов: здесь и проблемы урегулирования отношений при строительстве и эксплуатации лесных дорог, и устаревшая система лесоустройства, и высокие коррупционные риски. На внутреннем рынке спрос на лесоматериалы невысок, а доля России в мировой торговле древесиной (2,9 процента) не соответствует ее богатейшим запасам. Окупаемость проектов сильно зависит от доступности сырья, которое сконцентрировано в основном в азиатской части страны, тогда как переработка - в европейской, что при высоких железнодорожных тарифах снижает эффективность лесопромышленного комплекса в целом. Добавленная стоимость на кубометр заготовки у нас значительно ниже, чем в развитых странах: 264 доллара против 1000 долларов в США или 1200 в Финляндии. Из положительного можно отметить рост объемов лесозаготовки (за 10 лет - со 165 до 212 миллионов кубометров), а также увеличение процента освоения и допустимого изъятия древесины.
Большая часть инвестпроектов касается деревообработки, далее в порядке убывания "популярности" следует лесопиление, производство фанеры, древесных плит, целлюлозно-бумажной продукции. По объему капиталовложений лидируют Сибирь, Северо-Западный федеральный округ и Урал. Так, в Свердловской области сейчас создается несколько новых лесоперерабатывающих производств: в Лобве, Верхней Туре, Краснотурьинске, строится завод профильных деталей для деревянного домостроения в Асбесте. Многие из этих площадок подразумевают собственную заготовку древесины, однако как быстро они выйдут на плановые объемы, сказать сложно, завершение большинства приоритетных проектов намечено на 2021-2027 годы.
- Не все они продвигаются одинаково хорошо. Бывает, что компания, попавшая в перечень Минпромторга, в лес заходит, но использует ресурсы не в том объеме, что заявляла. В итоге малый и средний бизнес остается не у дел: место занято, все площади формально распределены. Связано это с отсутствием прозрачности процедур при отборе инвестпроектов, - считает доцент кафедры экономики и экономической безопасности УГЛТУ Наталья Прядилина.
Она предлагает опираться на зарубежный опыт, где для долгосрочного сотрудничества арендаторов отбирают по конкурсу. Инструментом отбора является не 10-летний проект освоения лесов, как у нас сейчас, а бизнес-план, содержащий критерии экономической эффективности лесопользователя, в том числе потенциальный доход на кубометр заготовленной древесины, чистый доход на гектар лесной площади, лесохозяйственные мероприятия на весь период действия договора, то есть на 49 лет. Именно такая модель применяется в Финляндии, Норвегии, Швеции, Латвии, США, Канаде.
- Если все долгосрочные обязательства прописать в бизнес-планах, последние смогут стать основой регионального лесного планирования. Вопрос надо решать на уровне федерального законодательства, выходить с инициативой на Рослесхоз, Минпромторг, - рассуждает ученый.
Впрочем, уже сейчас появилась возможность изменить ситуацию к лучшему: 8 марта 2018 года вступило в силу постановление правительства РФ по приоритетным инвестпроектам в лесной сфере. Теперь к ним предъявляются новые требования.
- Объем инвестиций должен составлять не менее 500 миллионов рублей на модернизацию предприятий и не менее 750 миллионов на создание новых (вместо 300 в обоих случаях). Компания обязана подтвердить, что располагает собственными или заемными средствами: не менее 50 процентов от необходимой на весь проект суммы или 25 процентов на первые два года, если срок реализации проекта превышает три года, - комментируют в Уральском союзе лесопромышленников. - Решения Минпромторга о включении проектов в перечень и сам перечень размещаются на сайте, раньше эти документы были закрытыми. Допускается вносить не более одной-двух корректировок в зависимости от объема вложений.
Изменения коснулись и ставок арендной платы: срок применения понижающего коэффициента (50 процентов) отныне привязан к объему инвестиций и моменту ввода лесоперерабатывающих мощностей в эксплуатацию. До этого и после аренда начисляется в полном размере.