Захоронение состоялось на территории мемориала "Богородицкое поле". Вечный покой обрели 459 солдат, и мы узнали имена 33-х из них. В "Вахте Памяти 2018" принимали участие 47 поисковых отрядов из 11 регионов России: Смоленская область, Москва и Московская область, Белгород, Калининград, Ульяновск, Самара, Саратов, Владимирская область, Нижний Новгород, Ростов-на-Дону.
"Вахта Памяти" на Смоленщине в этом году сосредоточилась в районе Вязьмы, это деревни Трошино, деревни Андрейково и Семлево. Место так называемого "Вяземского котла" осени 1941 года, где в считанные дни погибли и были взяты в плен сотни и сотни тысяч солдат и офицеров Красной Армии. Стоит лишь представить, что в окружение попали пять советских армий и 12 дивизий народного ополчения. Задача была стоять насмерть, не пустить противника, отборные немецкие части группы "Центр", к Москве. За нашими солдатами была Москва, и они стояли насмерть. Все 380 тысяч, если ориентироваться на признанные на сегодняшний день данные. Вспоминаются строки из стихотворения "Битва под Москвой": "Мы здесь стояли, и назад ни шагу, мы здесь лежим, зато стоит Москва".
Поисковые работы в районе "Вяземского котла" ведутся с 1980-х годов, и до сих пор поисковики говорят о том, что количество человеческих останков в этой глинистой тяжелой земле воистину бесчисленное.
Идентификация останков воинов - всегда сложна задача. Редкость, когда удается прочесть медальон, даже если он был солдатом заполнен. Вот одна из историй такого чуда обретения солдатом Великой Отечественной войны имени спустя 77 лет. Чуда возвращения в семью, к родным, хотя сын воина Анатолия так и не дождался отца и похоронен был раньше, чем он.
"12 сентября мы вместе с поисковым отрядом "Память" из города Рославль работали в лесу у деревни Трошино, и обнаружили останки солдата, у которого был "смертный медальон", та капсула, которая позволяет нам установить имя, - рассказывает Вячеслав Казаков, руководитель отряда "Часовые памяти" Владимирской области. - И, придя вечером в лагерь, мы открыли медальон. На бланке еле видны были буквы, написанные ручкой, но они позволили нам установить имя солдата - Лежнин Анатолий Николаевич, уроженец Марийской республики. Мы открыли базу данных "Мемориал", увидели, что он пропал без вести. В поисковой строке интернета я забил его фамилию, имя, отчество и год рождения. И первая ссылка была на сайт "Бессмертного полка". Несколько лет назад родственники опубликовали статью о том, что дед пропал без вести, и именно эта статья позволила нам найти родных в такой короткий промежуток времени. Они искали нас, а мы искали их. Случилось чудо. Хотя то, что мы устанавливаем имена спустя 70 с лишним лет, - это чудо. И буквально на следующий день я уже разговаривал с внучкой солдата. Потомки красноармейца Лежина живут на Урале, в Нижнем Тагиле. Они сказали, что очень хотят приехать на захоронение, и они это сделали".
У внучки солдата Лежина Ирины на холодном ветру, который продувает Богородицкое поле, дрожат руки, а в руках - фотография деда. Юного мальчишки в пилотке с красной звездой. Тогда, в 1941-м, здесь на Богородицком поле солдаты прорывались из окружения. Выйти пытались 2-я стрелковая дивизия народного ополчения под командованием генерал-майора Владимира Вашкевича, эта дивизия понесла наименьшие потери в предыдущих боях, и те, кто был в живых из других подразделений. Сохранились воспоминания участника того прорыва, ветерана 2-й дивизии народного ополчения Александра Ляличева, который говорит о том, что в атаку на прорыв приходилось идти сквозь сплошные трупы. Есть и воспоминания 14-тилетнего тогда Алексея Кубанова, который видел, что "земля на поле была сырая, и под убитыми стояли лужи крови".
Осенью 2018 года здесь, на Богородицком поле, только прошел дождь, а внучка погибшего солдата Анатолия Лежнина увозит с собой в Нижний Тагил землю с места гибели деда, капсулу "смертного медальона" и медаль "Шагнувший в бессмертие". Медаль, которую поисковики вручают посмертно тем солдатам, которых находят и опознают, ведь в 1941-м им досталась только смерть, а сейчас родные продолжат хранить о них память.
"Жаль, что отец не дожил до этого дня, - говорит Ирина. - Он очень ждал своего отца, моего деда. Фотография деда всегда хранилась в нашем семейном альбоме. Мы знали о нем, мы помнили. И для меня он навсегда - молодой, как на этой фотографии".
Внучка красноармейца Сидорова Тимофея Михайловича Светлана Жалкина приехала из Санкт-Петербурга.
"Для меня это удивительный день, день скорби и радости, - рассказывает Светлана Жалкина. - День скорби, потому что 459 человек сегодня будут преданы земле. Каждый из них очень хотел вернуться к своей семье. К своей жене и детям, которых так больше никогда и не увидел. И они сделали большой подвиг, отдав за нас свои жизни. Спасибо им огромное! А день радости сегодня потому, что это день, когда наши погибшие родные обрели свою могилу. Мы их можем проводить в последний путь, похоронить с воинскими и церковными почестями. И этот день нам подарили Смоленские поисковые объединения. Благодаря поисковикам мы - родственники - теперь можем принести цветы на могилу. Привести своих детей и внуков, показать им, где погиб их дед. Да, мы победили, но война не окончена, пока не захоронен последний солдат, и поисковики приближают этот "конец войны". Спасибо сегодня и мертвым, и живым. В каждой семье любят и ждут солдат. До сих пор ждут их с войны. И тех 33-х, которые сегодня обрели имена, и тех, кто еще без имени".
Вот имена еще некоторых солдат, которым "Вахта памяти 2018" вернула их судьбы, солдат, как говорят поисковики, "шагнувших в бессмертие": Негодяев Александр Васильевич, Сафронов Михаил Васильевич, Панин Сергей Александрович, Залялов Кирей Залялович, Низамиев Нафтула Низамиевич, Елисеев Дмитрий Абрамович, Сидоров Тимофей Михайлович, Агапов Константин Александрович.
В эти осенние дни под Вязьму почтить память своих предков приехали родственники солдат войны со всей страны: из Татарстана, Санкт-Петербурга, Липецка, Воронежа, Свердловской и Московской областей, Ростова-на-Дону. А трое бойцов уехали домой, - в Ярославскую, Московскую и Саратовскую области для погребения на малой родине. Для них Великая Отечественная война, наконец, закончилась.
Спасо-Богородицкий Одигитриевский женский монастырь под Вязьмой открыт в 2014 году. Монастырь еще строится. Одним из служений сестер монастыря является постоянное поминовение воинов Великой Отечественной войны и защитников Родины, погибших при исполнении в наши дни. На сегодняшний день в синодике монастыря записано свыше 13 тысяч воинов. В монастыре принимают имена воинов для вечного поминовения.