Новости

20.09.2018 21:51
Рубрика: Культура
Проект: Гид-парк

Негативы не сгорят

Центр фотографии имени Братьев Люмьер показывает выставку Эзры Столлера
То, что в пространстве Центра фотографии имени Братьев Люмьер пересеклись-встретились выставки "Душа московских улиц" Владимира Степанова и "Пионеры американского модернизма" Эзры Столлера (1915-2004), выглядит продуманным контрапунктом. Фактически это мимолетная встреча стрит-фотографии и архитектурной съемки намечает одну из магистральных тем выставочной политики Центра фотографии имени Братьев Люмьер.
Фотография "пионера" Эзры Столлера "Терминал TWA в Айдлуайлд (аэропорт им. Джона Ф. Кеннеди)", 1962 год. Фото: Вадим Балакин/ Пресс-служба СТД РФ Фотография "пионера" Эзры Столлера "Терминал TWA в Айдлуайлд (аэропорт им. Джона Ф. Кеннеди)", 1962 год. Фото: Вадим Балакин/ Пресс-служба СТД РФ
Фотография "пионера" Эзры Столлера "Терминал TWA в Айдлуайлд (аэропорт им. Джона Ф. Кеннеди)", 1962 год. Фото: Вадим Балакин/ Пресс-служба СТД РФ

Стрит-фотография, с ее вкусом к репортажу, с мгновенной реакцией на событие и умением передать атмосферу города выглядит антиподом холодной, неторопливой и основательной архитектурной съемки.

Выставка обещает новый поворот темы, демонстрируя, как взгляд фотографа на архитектуру формирует у жителей мегаполисов ее восприятие. Скажем, в фильме Фрица Ланга "Метрополис" город будущего представал миром антиутопии, разделенным на рай для элиты и ад для тех, кто ее обслуживает. От "Метрополиса" до антиутопии "Бегущего по лезвию бритвы", можно сказать, финишная прямая.

Но для Эзры Столлера мир модернистской архитектуры еще предстает миром, где торжествует разум, расчет, логика, которые создают новое городское пространство для нового человека.

Столлер запечатлел - "столлеризировал", как шутили архитекторы, - самые известные шедевры модернизма ХХ века. По крайней мере из тех, что были на Американском континенте. Среди них - терминал авиакомпании TWA аэропорта им. Джона Кеннеди, знаменитый "Дом над водопадом", культовая постройка ХХ века - капелла Роншан, небоскребы Манхэттена, Музей Соломона Гуггенхайма, бывшее здание Музея американского искусства Уитни и многие другие знаковые шедевры эпохи модернизма.

Сам архитектор по образованию, он мог оценить красоту конструкции и инженерной мысли. Уже в 1950 году его работы стали частью выставки "Цветная фотография", куратором которой был Эдвард Стайхен, легендарный директор отдела фотографии MOMA в Нью-Йорке. А в 1961 году Эзра Столлер стал первым фотографом, который в 1961 году получил золотую медаль Американского института архитектуры с формулировкой "за формирование нашего восприятия современной архитектуры". Остается добавить, что его работы хранятся в коллекциях крупнейших музеев. Теперь есть редкая возможность увидеть их в Москве.

Выставка "Пионеры американского модернизма" в Центре фотографии имени Братьев Люмьер продлится до 2 декабря 2018 года.

Культура Арт Фотография Гид-парк
Добавьте RG.RU 
в избранные источники