В 2017-2018 годах в Крыму по упомянутой программе должны быть заменены 264 лифта в 102 многоэтажках. Деньги на это запланированы немалые - 473,2 миллиона рублей. На данный момент уже смонтировано 233 лифта в Симферополе, Алуште, Армянске, Евпатории, Керчи, Красноперекопске, Саках, Судаке, Феодосии, Большой Ялте, Красногвардейском и Щелкино.
Как пояснил и. о. гендиректора Фонда капремонта РК Станислав Карпов, заменy произвели в высотках, где срок эксплуатации оборудования превысил 25 лет.
На переустановку одного лифта отводилось 60 дней. Однако некоторые жители многоэтажек ходят пешком уже в течение полугода. По последним данным, официально сдали приемочной комиссии 62 лифта, Ростехнадзор ввел в эксплуатацию 13.
Заложницей такой ситуации стала и симферопольская пенсионерка, жительница девятиэтажки на ул. Куйбышева, Анна Щепина. Женщина говорит, что не было предела радости, когда в конце февраля ей сообщили о замене старого скрипучего лифта на новенький. К маю работы были окончены.
- Я живу на седьмом этаже, - рассказывает Анна Александровна. - Лифт после установки несколько месяцев работал в тестовом режиме. А потом его отключили из-за отсутствия решения о вводе в эксплуатацию. Сейчас сентябрь, а мы с соседями до сих пор ходим пешком. Мучаемся.
Ей вторят и другие пенсионерки. У одной ноги больные - она практически стала пленницей своей квартиры: ни подышать на улице свежим воздухом, ни продукты из магазина самостоятельно принести. У другой - к маленькой внучке отказался идти врач.
- Девочка лежала дома с высокой температурой, - делится жительница квартиры на девятом этаже Елена Драгунова. - Врач преклонного возраста не могла подняться по лестнице на девятый этаж. Я, конечно, рада, что у нас установлены новые лифты, но хотелось бы, чтоб они не только стояли, но еще и работали. Несколько недель назад я написала жалобу в прокуратуру.
Ситуация накалена до предела, говорит главный инженер МУП "Киевский жилсервис" Сергей Иванов, на территории которого расположено два проблемных дома. В одном простаивает четыре лифта, а в другом - семь.
- У меня от жалоб жителей телефон "красный", - эмоционально рассказывает он. - На прошлой неделе на девятом этаже умер человек. Нужно гроб нести, пригласить родственников попрощаться с покойным. А среди них тоже пожилые люди. Мне женщина звонит и просит включить лифт, а я ничего не могу сделать. Рычагов влияния на монтажную организацию у меня нет - МУП с ней договор не заключал.
Как пояснили "РГ" в Фонде капремонта, можно выделить несколько основных причин затягивания процесса. Много нареканий на работу подрядчиков ПАО "Карачаровский механический завод" и АО "Мослифт". Они не соблюли графики работ, вовремя не предоставили полный пакет исполнительной документации, несвоевременно устранили замечания Фонда, Стройконтроля и Ростехнадзора.
Так, КМЗ смонтировал 104 лифта, из которых официально введены в эксплуатацию Ростехнадзором только пять. "Мослифт" смонтировал 31 подъемник. В эксплуатацию не сдан ни один.
Есть вопросы и к владельцам домов. Они не регистрируют оборудование в Ростехнадзоре из-за отсутствия договоров с обслуживающими организациями, имеющими в штате аттестованных специалистов, или отсутствия договоров страхования лифтов.
Между тем ни собственники домов, ни подрядчики виноватыми в полной мере себя не считают.
По словам представителя МУП "Киевский жилсервис" Сергея Иванова, в отношении каждого лифта было 10-12 замечаний Ростехнадзора, в основном касающихся технических недоработок со стороны монтажной организации.
- Во-первых, был длительный монтаж, - вторит ему начальник участка по обслуживанию лифтов ООО "Крымстройлифт" Николай Ермошин. - Подрядчик берет заказ на семь подъездов, а работает одновременно только в двух. Во-вторых, с сентября прошлого года вступило в силу новое постановление правительства, в соответствии с которым лифты принимает в эксплуатацию Ростехнадзор (раньше это делала обслуживающая организация). Он строго следует нормам и требует устранения всех без исключения недоработок.
В ответ на это в "Мослифте" утверждают, что работа выполнена на твердую "четверку".
- Работа сделана качественно, - говорит представитель "Мослифта" Сергей Краснов. - На объектах трудилось достаточное количество людей. Все технические спорные моменты были устранены. К нам нет претензий, связанных с безопасностью перевозок. А наличники внутри шахты или покупка и установка кнопки пожарной сигнализации вообще по контракту в перечень работ не входили.
Сергей Краснов утверждает, с такими сложностями организация столкнулась только в Крыму, хотя работает в разных регионах страны.
- Я показал владельцу и обслуживающей компании результат, - продолжает он. - Замечаний не было. Мои работники уехали из Крыма (ведь тут они находились в командировке). После чего выяснилось, что надо что-то переделывать. Пришлось людей снова отправлять в командировку. Это затягивает процесс. Если были недоработки, почему сразу не указали?
Все это время жители оббивают пороги вышеперечисленных организаций.
- Мы ходим от инстанции к инстанции, - возмущается Анна Александровна. - И нам уже не интересно, кто прав, кто виноват. Нужен конечный результат. Если лифт рабочий (а он работал в тестовом режиме), неужели за три месяца нельзя решить вопросы? Кто-то же должен быть ответственным!
Представитель подрядчика обещает, что до конца этой недели мучения жителей проблемных домов на ул. Куйбышева, Мате Залки и Ракетной в Симферополе закончатся. В целом будут устранены недоделки в 24 подъездах. В отношении остальных прогнозов нет. Даже приблизительных.
В МУПе полагают, что во избежание подобных проблем заказчик должен жестче контролировать подрядчика, которому платит по несколько миллионов за каждый объект. Станислав Карпов подчеркивает, что за не введенные в эксплуатацию лифты деньги фонд еще не перечислил.
- Сказать, когда пустят все установленные лифты, сложно, - подытоживает Станислав Карпов. - Слишком много факторов на это влияет. При этом за просрочку исполнения договорных обязательств к подрядчикам применяются штрафные санкции.
Руководитель фонда полагает, что у подрядчиков и управляющих компаний уже "появилось понимание, как действовать впредь".
Анатолий Петров, председатель общественной организации "ЖКХ-контроль Республики Крым":
- Причин затягивания процесса несколько. Во-первых, один из подрядчиков, который заменил более сотни лифтов в Крыму, основывался на старых проектах. Они не соответствовали современным российским требованиям. Во-вторых, он выиграл конкурсы по всей стране, и мощностей для исполнения одновременно такого большого количества заказов у него не хватило. Были и другие проблемы. Для того, чтобы впредь такого не повторялось, заказчику нужно тщательно проверять наличие кадровых и производственных возможностей у подрядчика, а также контролировать наличие и исполнение графиков работ.
Магомед Магомедов, заместитель министра жилищно-коммунального хозяйства РК:
- Я в курсе проблемы. Еще в начале августа общался с гендиректором КМЗ и жестко ставил задачи. Завод лифты установил, но из-за неточностей в документации, не может сдать. Я ему говорю: "Вы 80 миллионов своих денег на торги заложили, восемь месяцев назад лифты смонтировали, но до сих пор документацию не можете сдать. Видимо, денег много, не хотите свои деньги забирать". Я понимаю, что за последние годы изменились требования. Каких-то деталей изначально в проектах не было. Теперь нам важно отладить процесс так, чтоб в последующем ситуация не повторялась. Ведь мы продолжаем менять лифты.
Общественная организация "ЖКХ-контроль РК" г. Симферополь, ул. Киевская, 1А. Телефон: 8(3652) 51-34-34. Сайт http://gkhkontrol.ru/