Родилась девушка в России. Ее семья жила в Краснодаре, но, когда Кристине было четыре года, родители уехали сначала в Москву, а затем в Лозанну, где им предложили работу в международной компании. Однако о малой родине в семье не забывали. В Краснодаре осталась бабушка Кристины и ее родственники, к которым она старалась приезжать каждый год. Во многом благодаря этому девушка отлично говорит по-русски, ведь в Швейцарии она общается на родном языке только с родителями.
Кстати, Кристина - первый медик в семье. А стать врачом она решила, когда получала... водительские права. Девушка проходила курс медицинской помощи для водителей, и ее увлекли лекции по анатомии:
- Преподаватель так интересно рассказывал базовые вещи про оказание экстренной помощи после ДТП. Я не могла остаться в стороне, - вспоминает студентка. - Тогда из любопытства пошла в больницу, чтобы посмотреть, как все происходит в реальности. Побывала на консультации врачей, наблюдала, как они общаются с пациентами. Я обожаю узнавать новое.
Вот так и пришло решение поступать в университет Лозанны на факультет биологии и медицины, в школу медицины - такое длинное название у ее альма-матер. Здесь практика обязательна уже после первого курса. И проходить ее девушка решила в Краснодарской городской клинической больнице скорой медицинской помощи.
Тогда же корреспондент "РГ" встретилась с Кристиной в стенах лечебного учреждения, чтобы выяснить: почему она выбрала для практики Россию?
- Посоветовалась с родителями, и мы решили, что это неплохая идея - знать основные медицинские термины по-русски. Я обычно разговариваю в Швейцарии на французском языке, кое-что знаю по-английски. Но не хочу забывать родной язык, - поясняет девушка. - Попросилась на практику в эту больницу и прохожу ее бесплатно. И она намного плодотворнее, чем у моих однокурсников в Лозанне. Ой, простите, мне надо бежать, зовет куратор.
Подошла медсестра. Знакомимся. Узнав, что я из газеты, представилась: "Татьяна Николаевна Кирницкая, старшая операционная сестра". Татьяна курирует студентку в операционном блоке. Пока Кристина помогает разбирать белье и раскладывает по размерам костюмы, Кирницкая делится своими наблюдениями о студентке:
- Увидев ту или иную операцию, она потом читает в книжках о данном виде хирургического вмешательства и на следующий день рассказывает о том, что узнала нового. Из проходивших у нас практику студентов я только от Кристины слышала такую фразу: "Я вчера прочитала в учебнике про эту операцию, и у вас теория действительно подкреплена практикой, вы делаете все по книжке".
Во всех отделениях Ковалевской назначили куратора. Она не могла, как говорится, и шагу без них сделать, вся практика проходила под руководством медицинского персонала. Например, в операционном блоке, помимо того, что она наблюдала со стороны за хирургами, Кристина могла помочь с транспортировкой больного, ходила в аптеку за лекарствами.
- Санитарская практика у нас - это не шваброй в руках все лето махать, помощь не возбраняется. Студент может помогать медсестрам, например, мерить давле- ние, наблюдать за пациентом, - рассказывает заместитель главного врача по работе с сестринским персоналом Ирина Ильчакова, которая и распределяла студентку из Швейцарии по отделениям. - Кристина любопытна по своей природе и с интересом узнавала тонкости медицинской работы, она даже успела побывать в родильном отделении: Ковалевская со стороны наблюдала за ходом операции и послеродовым периодом. Ей теперь уж точно с таким набором знаний будет проще понимать теорию.
Кристина же признается, что в краснодарской больнице больше практической деятельности. В Швейцарии максимум, на который она могла рассчитывать, - водить пациентов на прогулки и кормить их. Здесь же студентка поработала в операционном блоке, реанимации и акушерском отделении. Под руководством медсестры девушка мерила давление, ухаживала за пациентами и наблюдала за ходом операций. Практика в Швейцарии, по словам Ковалевской, в основном заключается в уборке, чего не любят все студенты.
- Когда я рассказываю своим друзьям, какая здесь практика, для них это что-то из мира фантастики, ведь такое мы начнем проходить на третьем курсе, и то частично. Мне здесь запомнился мужчина, который после ДТП попал к нам в отделение реанимации. Я за ним ухаживала. С ним было непросто. Попыталась его расспросить о том, что случилось. Услышала его рассказ и расплакалась, - вздыхает Кристина. - Медсестра отвела меня в сторонку и посоветовала не вникать в это. Сначала я ее не поняла, а потом со временем пришла к выводу, если все принимать близко к сердцу, за каждого переживать, то нервов не хватит. Нет, это не жестокость, не равнодушие. Врач, как я поняла, должен сострадать человеку, но не переживать с ним его боль.
Несмотря на то что все болеют одинаково, разница в менталитете дает о себе знать.
- Если больной приходит, например, в женевскую больницу, то он уверен, что врач его обязательно осмотрит. В экстренных случаях пациента пропускают спокойно вперед. Люди же в российских очередях этим не отличаются, часто все ругаются, отстаивая свое место, и неважно, что человек испытывает острую боль и ему надо срочно к врачу. Все здесь усталые, - считает студентка.
Далеких планов Кристина пока не строит, она ведь только на втором курсе, а определяются со специальностью лишь на шестом.
- Думаю, несколько лет поработать в Швейцарии, потом в Америке, а там, может, и вернусь в Россию. Если честно, то еще не определилась. Для начала, пока есть такая возможность, надо опыта поднабраться. Но мне здесь нравится! - улыбается Кристина.
Так ли сильно отличается швейцарский студент от российского? Этот вопрос я адресовала заместителю главного врача по медицинской части Краснодарской городской клинической больницы скорой медицинской помощи Владимиру Юхнову.
- Конечно, о профессионализме говорить не буду, она все-таки студентка второго курса. Но что меня приятно удивило, Кристина всегда приходила вовремя, ни разу не опоздала, не отпрашивалась по каким-то своим делам, - отметил Юхнов. - Такой пунктуальности и рвению к учебе нашим студентам стоит поучиться у нее.
Людмила Елисеева, заведующая кафедрой факультетской терапии КубГМУ, доктор медицинских наук, профессор:
- Практические навыки для студентов имеют большое значение, поэтому система медицинского образования устроена таким образом, что уже с первого курса их приобретению уделяется много времени. Сначала студенты работают в качестве санитаров и помощников медицинских сестер, а вот после четвертого курса становятся уже помощниками врачей. Таким образом, будущие медики могут частично окунуться в работу и использовать на практике полученные теоретические знания, усовершенствовать коммуникативные навыки, научиться оформлять медицинскую документацию и изучить правила поступления пациентов в стационары.
В обязательную программу практики входят три направления: терапия, хирургия и акушерство. Студенты ведут дневники, в которых отмечают объем работы в каждом отделении. После практики они получают зачет от врачей, затем университетский преподаватель ставит им итоговую оценку.
Если решил посвятить себя медицине, неважно, в какой стране ты получаешь образование. В любой момент мы можем посмотреть, как лечат в Германии или Швейцарии. Профессионально же мыслить будущий медик начинает только тогда, когда попадает в какую-то реальную ситуацию. Практика как раз и позволяет ориентироваться и правильно оценить случай с больным.
Наш университет работает в системе, позволяющей студентам проходить практику за рубежом. Так, наши будущие медики выезжали, в частности, в Германию, где работали в немецких клиниках.