В частности, за несколько дней до исчезновения она перевела на анонимный банковский аккаунт 2500 долларов. При этом слишком общительной барышню назвать было сложно - настоящих друзей у нее почти не было. Зато были какие-то совсем уж подозрительные отношения с собственным дядей, которого она в тайне от отца навещала по вечерам.
Три года назад в прокат вышел триллер продюсера Тимура Бекмамбетова "Убрать из друзей". Действие того фильма целиком происходило на мониторах компьютеров главных героев, а сюжет крутился вокруг мести духа умершей школьницы своим обидчикам. Новый жанр быстро окрестили десктоп-хоррором и признали крайне перспективным: при минимальных затратах на производство сборы "Убрать из друзей" по всему миру составили 64 миллиона долларов.
За эти три года, впрочем, настоящего бума десктоп-фильмов не случилось - в сущности, на этой поляне с переменным успехом продолжает работать только ее первооткрыватель Тимур Бекмамбетов. Недавно в российский прокат без большого успеха выходил еще один его продюсерский проект, десктоп-комедия Романа Каримова "Днюха!". Впрочем, кассовая неудача этого проекта с лихвой компенсируется достижениями англоязычного триллера "Поиск", который за несколько недель проката в США собрал 20 миллионов долларов и стал хитом в Южной Корее, откуда родом исполнитель главной роли Джон Чо - там картина заработала 13 миллионов долларов. Ни один российский продюсер такими достижениями на международной арене похвастать пока не в состоянии.
Стоит, впрочем, отметить, что в случае с "Поиском" имеет смысл говорить не только о кассовых триумфах и формальных изысках картинах, но и о ее реальных художественных достоинствах. Если "Убрать из друзей" был как раз не слишком увлекательным формальным экспериментом, привлекавшим внимание исключительно новизной своей оболочки, то "Поиск" действительно работает как крепкий триллер. По крайней мере, здесь нет дурацких объяснений происходящего в духе "а это, дорогие зрители, из области мистики" и имеется внятный сюжетный каркас, на котором держатся формальные находки.
При желании тут даже можно обнаружить метасмысл и фиксирование важных примет времени. Дело даже не в том, что вся наша жизнь теперь проходит под прицелом камер - будь то камера в телефоне или компьютере, видеонаблюдение на улице и камера в руках оператора телеканала, приехавшего на место происшествия. Куда важнее другое - в гаджетах с этими камерами сосредоточена вся жизнь их пользователя. Компрометирующая переписка в Facebook, стриминговые платформы, позволяющие выгружать частное видео онлайн, видеочаты с возможностью записи - еще ни в одну эпоху человечество не оставляло такого количество следов о каждом своем шаге. И если "Убрать из друзей" был технофобским фильмом об опасности всепроникающих технологий (все ужасы в том фильме начинались после того, как группа подростков выложила в Сеть запись издевательств над своей одноклассницей), то "Поиск", напротив, выступает в их защиту - именно малозаметная деталь из видеодневника исчезнувшей героини становится главной зацепкой, позволяющей вывести преступника на чистую воду.
Кроме того, "Поиск" являет собой и довольно отчетливое высказывание на тему отцов и детей - только не в смысле конфликта поколений, а совсем наоборот. Поколение родителей готово на все - вплоть до криминала - чтобы защитить свое чадо или дать отпор его обидчику. Так, отец Марго ввязывается в безобразную драку с 17-летним придурковатым школьником, который что-то там написал в соцсетях про его исчезнувшую дочь. А отзывчивая женщина из полиции, возглавляющая расследование, сходу признается, что недавно пошла на прямой подлог, чтобы выгородить собственного сына, попавшего в передрягу. Слепая родительская любовь и боязнь потерять самого близкого человека далеко не в первый раз в истории кино становятся главными мотивами для кровавого преступления - но лаконичная и свежая оболочка идет классическому сюжету только на пользу. Вряд ли вы будете вспоминать "Поиск" много лет спустя, но и наверняка не будете считать напрасной тратой времени затраченные на его просмотр 100 минут.