Объем рынка детских товаров растет за счет новорожденных

К 2030 году объем экспорта российских детских товаров должен превысить миллиард долларов в худшем случае и 1,1 миллиарда - в лучшем. Об этом "Российской газете" рассказал Дмитрий Колобов, директор департамента развития промышленности и социально-значимых товаров минпромторга в преддверии Конгресса индустрии детских товаров, который открывается 25 сентября.

Сейчас общий объем рынка детских товаров уже достиг 780,2 миллиарда рублей, при этом 208 миллиардов из них приходятся на отечественную продукцию.

Какую часть рынка занимают наши игрушки?

Дмитрий Колобов: Доля российских игр, игрушек и робототехники от общего объема рынка детских товаров в прошлом году составила 24 процента. В то же время в сегменте экспорта детских товаров категория "Игры, игрушки и робототехника" составляет 25 процентов. Очевидно, что наши компании готовы производить гораздо больше игрушек. Вопрос в том, что крупные торговые сети устанавливают порой непроходимые входные барьеры для малых предприятий, поэтому бизнес ищет другие каналы реализации.

Вопрос маркировки детских товаров пока не обсуждался, но к нему обязательно вернутся

Может, увеличить выпуск отечественных игрушек за счет обязательной их покупки детсадами и школами?

Дмитрий Колобов: Такой механизм поддержки неоднократно обсуждался, но рынок госзаказа в этой отрасли не столь обширный, как может показаться со стороны, и фокус производителей нацелен на рыночный сегмент.

С какими товарами ситуация обстоит лучше всего?

Дмитрий Колобов: Самым емким сегментом по количеству и разнообразию является рынок товаров для новорожденных. Это одежда, питание, приспособления для кормления, ходунки, переноски, автокресла, средства гигиены и косметики и прочие товары для жизнеобеспечения и безопасности новорожденных. Одним из ключевых товаров являются детские подгузники, прирост производства которых за год составил почти 52 процента. Положительную динамику демонстрируют обувь (+20,7 процента) и мебель (+12,9 процента). Стабильно растет производство игрушек, детской одежды и канцелярских товаров. Такое распределение во многом обусловлено спросом, который формирует демографическая ситуация. Самую значительную группу - около 10 миллионов человек - составляют дети до 4 лет.

С другой стороны, увеличение доли именно российских товаров вызвано политикой импортозамещения. И сами родители стали отдавать предпочтение российским товарам, качество которых можно проверить в отличие от дискредитировавших себя дешевых одежды и игрушек из Юго-Восточной Азии. Да и сами игрушки, одежда, конструкторы по своим дизайнерским решениям выглядят порой привлекательнее зарубежных.

В развитых странах четко видна тенденция перехода на игрушки из дерева и натуральных материалов. Почемуу нас этот сегмент крайне ограничен?

Дмитрий Колобов: В нашем детстве были развивающие кубики из дерева с алфавитом. Сегодня ряд компаний предлагает те же изделия, но с элементами 3D, дополненной реальностью, IoT. Что касается игрушек из натуральных материалов, то тут как раз среди наиболее востребованных экспортных товаров из России оказываются так называемые eco friendly toys - созданные из натуральных, экологически чистых материалов. Среди таких игрушек конструкторы из натуральных материалов, кинетический пластилин, краски для рисования, интерактивные песочницы, мягкие игрушки.

В западных странах моделирование в большинстве своем деревянное, в России - из пластика. Чем вы объясняете эту тенденцию?

Дмитрий Колобов: Деревянное моделирование в России есть, как есть достаточное количество производителей и поставщиков деревянных изделий для моделирования. Ограниченность деревянного моделирования скорее связана с низким спросом на такие товары. Согласно исследованиям, при покупке изделия из дерева для своего ребенка родители испытывают определенные внутренние ограничения: их настораживает вес деревянной игрушки, которая может нанести травму ребенку; вызывает опасение и тот факт, что дерево - природный материал, а значит, является отличной средой обитания и размножения различных бактерий и микробов. Поэтому деревянное моделирование распространено, как правило, среди подростков.

Еще один аспект не самого большого спроса на деревянные изделия для моделирования является ограниченный ассортимент товаров: на прилавках можно обнаружить модели самолетиков, танков, автомобилей и прочей продукции, ориентированных на мальчиков, а вот кукольных домиков и других интересных товаров для девочек, которые необходимо собрать своими руками, российские производители почти не выпускают.

Последнее обстоятельство слабого интереса к моделированию из дерева обусловлено тем, что сегодня наши дети предпочитают игры, связанные с компьютерными технологиями.

Будут игрушки маркироваться? В перечне правительства их нет. Рассматривается ли эта мера на перспективу?

Дмитрий Колобов: Вопрос маркировки детских товаров пока не обсуждался в силу специфики сегмента (обширный перечень номенклатур, социальная значимость), но к нему обязательно вернутся впоследствии. Сегодня уже запущена такая система в отношении меховых изделий, действуют пилотные проекты в отношении лекарств, табачной продукции и обуви, в том числе детской . Мы движемся к единой системе прослеживаемости для всех товаров, находящихся на территории РФ.

Что готовит нам новая Стратегия развития индустрии детских товаров?

Дмитрий Колобов: Проект Стратегии до 2030 предполагает два этапа реализации. С 2018 по 2024 год планируется обеспечить развитие российских предприятий и расширить номенклатуру товаров для детей, их лицензионной защиты. Планируется создать условия для увеличения доли российских товаров для детей на внутреннем рынке, сформировать новое качество товаров и услуг для инфраструктуры детства для повышения уровня оснащенности образовательных учреждений. Также будут созданы условия по противодействию незаконному обороту товаров для детей. С 2025 по 2030 год запланирована масштабная поддержка производителей-экспортеров.

Меры поддержки производителей к 2030 году позволят обеспечить в случае инерционного сценария развития индустрии 41 процент присутствия российских товаров для детей (за исключением детского питания) на внутреннем рынке и довести объем экспорта до 1,065 миллиарда долларов. При умеренно оптимистическом сценарии развития индустрии детских товаров эти показатели будут составлять 44 процента и 1155 миллиона долларов соответственно.