Сейчас общий объем рынка детских товаров уже достиг 780,2 миллиарда рублей, при этом 208 миллиардов из них приходятся на отечественную продукцию.
Какую часть рынка занимают наши игрушки?
Дмитрий Колобов: Доля российских игр, игрушек и робототехники от общего объема рынка детских товаров в прошлом году составила 24 процента. В то же время в сегменте экспорта детских товаров категория "Игры, игрушки и робототехника" составляет 25 процентов. Очевидно, что наши компании готовы производить гораздо больше игрушек. Вопрос в том, что крупные торговые сети устанавливают порой непроходимые входные барьеры для малых предприятий, поэтому бизнес ищет другие каналы реализации.
Может, увеличить выпуск отечественных игрушек за счет обязательной их покупки детсадами и школами?
Дмитрий Колобов: Такой механизм поддержки неоднократно обсуждался, но рынок госзаказа в этой отрасли не столь обширный, как может показаться со стороны, и фокус производителей нацелен на рыночный сегмент.
С какими товарами ситуация обстоит лучше всего?
Дмитрий Колобов: Самым емким сегментом по количеству и разнообразию является рынок товаров для новорожденных. Это одежда, питание, приспособления для кормления, ходунки, переноски, автокресла, средства гигиены и косметики и прочие товары для жизнеобеспечения и безопасности новорожденных. Одним из ключевых товаров являются детские подгузники, прирост производства которых за год составил почти 52 процента. Положительную динамику демонстрируют обувь (+20,7 процента) и мебель (+12,9 процента). Стабильно растет производство игрушек, детской одежды и канцелярских товаров. Такое распределение во многом обусловлено спросом, который формирует демографическая ситуация. Самую значительную группу - около 10 миллионов человек - составляют дети до 4 лет.
С другой стороны, увеличение доли именно российских товаров вызвано политикой импортозамещения. И сами родители стали отдавать предпочтение российским товарам, качество которых можно проверить в отличие от дискредитировавших себя дешевых одежды и игрушек из Юго-Восточной Азии. Да и сами игрушки, одежда, конструкторы по своим дизайнерским решениям выглядят порой привлекательнее зарубежных.
В развитых странах четко видна тенденция перехода на игрушки из дерева и натуральных материалов. Почемуу нас этот сегмент крайне ограничен?
Дмитрий Колобов: В нашем детстве были развивающие кубики из дерева с алфавитом. Сегодня ряд компаний предлагает те же изделия, но с элементами 3D, дополненной реальностью, IoT. Что касается игрушек из натуральных материалов, то тут как раз среди наиболее востребованных экспортных товаров из России оказываются так называемые eco friendly toys - созданные из натуральных, экологически чистых материалов. Среди таких игрушек конструкторы из натуральных материалов, кинетический пластилин, краски для рисования, интерактивные песочницы, мягкие игрушки.
В западных странах моделирование в большинстве своем деревянное, в России - из пластика. Чем вы объясняете эту тенденцию?
Дмитрий Колобов: Деревянное моделирование в России есть, как есть достаточное количество производителей и поставщиков деревянных изделий для моделирования. Ограниченность деревянного моделирования скорее связана с низким спросом на такие товары. Согласно исследованиям, при покупке изделия из дерева для своего ребенка родители испытывают определенные внутренние ограничения: их настораживает вес деревянной игрушки, которая может нанести травму ребенку; вызывает опасение и тот факт, что дерево - природный материал, а значит, является отличной средой обитания и размножения различных бактерий и микробов. Поэтому деревянное моделирование распространено, как правило, среди подростков.
Еще один аспект не самого большого спроса на деревянные изделия для моделирования является ограниченный ассортимент товаров: на прилавках можно обнаружить модели самолетиков, танков, автомобилей и прочей продукции, ориентированных на мальчиков, а вот кукольных домиков и других интересных товаров для девочек, которые необходимо собрать своими руками, российские производители почти не выпускают.
Последнее обстоятельство слабого интереса к моделированию из дерева обусловлено тем, что сегодня наши дети предпочитают игры, связанные с компьютерными технологиями.
Будут игрушки маркироваться? В перечне правительства их нет. Рассматривается ли эта мера на перспективу?
Дмитрий Колобов: Вопрос маркировки детских товаров пока не обсуждался в силу специфики сегмента (обширный перечень номенклатур, социальная значимость), но к нему обязательно вернутся впоследствии. Сегодня уже запущена такая система в отношении меховых изделий, действуют пилотные проекты в отношении лекарств, табачной продукции и обуви, в том числе детской . Мы движемся к единой системе прослеживаемости для всех товаров, находящихся на территории РФ.
Что готовит нам новая Стратегия развития индустрии детских товаров?
Дмитрий Колобов: Проект Стратегии до 2030 предполагает два этапа реализации. С 2018 по 2024 год планируется обеспечить развитие российских предприятий и расширить номенклатуру товаров для детей, их лицензионной защиты. Планируется создать условия для увеличения доли российских товаров для детей на внутреннем рынке, сформировать новое качество товаров и услуг для инфраструктуры детства для повышения уровня оснащенности образовательных учреждений. Также будут созданы условия по противодействию незаконному обороту товаров для детей. С 2025 по 2030 год запланирована масштабная поддержка производителей-экспортеров.
Меры поддержки производителей к 2030 году позволят обеспечить в случае инерционного сценария развития индустрии 41 процент присутствия российских товаров для детей (за исключением детского питания) на внутреннем рынке и довести объем экспорта до 1,065 миллиарда долларов. При умеренно оптимистическом сценарии развития индустрии детских товаров эти показатели будут составлять 44 процента и 1155 миллиона долларов соответственно.