На предложение поучаствовать в реконструкции событий 75-летней давности я согласилась сразу. Не испугало даже предупреждение, что посвященный 100-летию уголовного розыска и освобождению Краснодара от немецко-фашистских захватчиков квест состоится в любую погоду - хоть в ливень, хоть в ураган.
- С того момента, как наденете форму, вы поступаете в распоряжение командира и обязаны выполнять все его приказы. Скажет окопы рыть, придется рыть. Скажет залечь, значит, надо падать на землю, - предупредил начальник отдела по взаимодействию с институтами гражданского общества управления информации и общественных связей ГУ МВД по Краснодарскому краю Сергей Любин.
И, как оказалось, предостережение это было не пустым звуком. Конечно, рыть окопы не пришлось, но в грязи повалялись изрядно. Мы - это четыре журналиста (примечательно, что все девушки), курсант краснодарского университета МВД, два студента юрфаков кубанских вузов и представитель общественной организации "Молодежный патруль".
Наш небольшой, но боевитый отряд из восьми игроков и санитарки Любы, утром в субботу собрался в парке 30-летия Победы. Ранее нам выдали форму, идентичную той, в которой сражались в годы Великой Отечественной войны, и раздали оружие. Корреспонденту "РГ" достался наган с восьмью пулями. И вот мы уже получаем первое задание.
…1942 год. Разведывательно-диверсионную группу 4-го управления НКВД СССР, собранную из числа сотрудников уголовного розыска, забрасывают в тыл Вермахта под Краснодаром. Мы должны захватить "языка" - кого-то из сотрудников немецкой тайной полевой полиции. Нам выдана карта с указанием "квадрата", где производить захват. После недолго плутания по лесу мы выходим на тропу, перегороженную "случайно" упавшей веткой. Замкомандира нашего отряда Дмитрий Васильев замечает замаскированную в ветках гранату. Таким образом удается избежать немецкой ловушки. В этот момент на нас выходит хорошо потрепанный в боях отряд партизан во главе с капитаном Красной Армии Евгением Мудраком (в реальности - заместитель председателя ассоциации ветеранов боевых действий ОВД и ВВ России по военно-патриотической подготовке, специалист по взрывоопасным предметам).
Совместно мы устраиваем засаду и ждем, когда по тропинке пойдет группа фашистов. Я и моя напарница с винтовкой залегаем в небольшой лощинке, пытаясь слиться с мокрыми кустарниками и опавшей листвой. В этот момент справа от нас застрекотал пулемет, и начали разрываться гранаты.
Мы весь последний час ждали этого боя, но он, как это обычно и бывает в жизни, начался он совершенно неожиданно. И вот на нас уже несется немец с винтовкой в руках. Мы отчаянно отстреливаемся, но только после того, как в "фашиста" спущена едва ли не вся обойма, он, наконец, затихает на траве. Бой, тем временем, продолжается. Группе все же удалось захватить немецкого офицера, после чего его доставили расположение наших войск.
- Давайте будем объективными, немцы являлись хорошо обученными и отлично снаряженными солдатами, и воевать они умели, - уже после баталии говорит Евгений Мудрак. - А на многих реконструкциях сражений Великой Отечественной войны можно видеть такую картину - наши бойцы поднимаются и бегут на немецкий пулемет скорострельностью 1200 выстрелов в минуту, который уложит сразу весь батальон. Мы же хотели сделать все по-возможности достоверным.
Через час (а, согласно квесту, спустя год) наша группа получает следующее задание. Лето 1943-го. Краснодар уже освобожден, прошел первый в истории СССР суд над 11 нацистскими прихвостнями - местными жителями, ставшими членами зондеркоманды "СС-10-А" и участвовавшими в пытках и казнях советских граждан.
Обстановка в городе тяжелая. Здесь осталось немало пособников фашистов, скрывающихся под масками добропорядочных горожан. Также бушуют банды, совершающие налеты на магазины и склады.
В лесополосе на проселочной дороге обстреляна штабная машина полка Красной армии, погиб старший лейтенант, тяжело ранен водитель. Нашу группу отправляют на расследование. На место преступления мы обнаруживаем на пеньке чеку от гранаты. Под ним находим замаскированную коробку. И здесь совершаем ошибку - попытка вскрыть коробку приводит к взрыву.
Как позже признал Евгений Мудрак, спасла нас только реакция - с перепугу мы очень быстро бросились врассыпную и упали на землю. То есть и при настоящем взрыве мы бы остались живы, хотя сильно пострадали бы. Корреспондент "РГ" поинтересовалась у опытного сапера-минера, как же в такой ситуации должны были действовать участники квеста.
- Эту гранату перед игрой я закладывал сам, и специально оставил "колечко" на пеньке, чтобы вы поняли - здесь находится взрывоопасный предмет. А ранее, в первой части квеста, я показывал, как ставится растяжка и обращал ваше внимание на меры предосторожности. Здесь же дал одному из игроков ножик, которым и нужно было прощупать почву под коробкой по периметру. Таким образом, вы должны были обнаружить под ней гранату. Далее, прижав запал пальцев, вытянуть ее, выкрутить запал, снять детонатор и выбросить.
В коробке уже после взрыва мы обнаружили окурки папирос, обгорелый лист бумаги с цифрами и книгу с произведениями Льва Толстого. Стало понятно, что цифры - это код, расшифровать который можно с помощью книги. Выясняется, на листе указан адрес агента абвера в Краснодаре. Отряд едет к дому, где застает предателя на месте, распивающего водочку с хозяйкой.
Документы, предъявленные шпионом, оказываются фальшивыми. В его чемодане обнаруживаем портсигар с папиросами, идентичными тем, что мы нашли на месте расстрела советских офицеров. В одной из них спрятаны бриллианты. Предатель приперт к стенке уликами. Он вытаскивает наган, но успевает выстрелить лишь раз, прежде чем его скрутили сотрудники милиции.
- В первый раз участвую в квесте, задания очень интересные, - поделился впечатлениями курсант университета МВД, пятикурсник Николай Стусенко. - Чтобы попасть сюда, прошел два отбора. Первый был в университете на знание истории Великой Отечественной войны, потом мы писали тесты с вопросами об истории уголовного розыска. К командованию отрядом меня не готовили, сообщили об этом за день до проведения квеста. Сказали почитать разные пособия. Я просмотрел некоторые наставления по тактике ведения боя в лесу малыми группами. Но на деле все оказалось иначе, чем я думал. Например, "немцы" пришли не с той стороны, что я ожидал. Все произошло очень быстро, и патроны моментально кончились в винтовке.
В итоге победителем игры признали студента юридического факультета Кубанского государственного аграрного университета Дмитрия Васильева. Николаю Стусенко вручили диплом "За волю к победе". Все остальные участники игры также получили памятные награды.
Андрей Фаниев, заместитель председателя краснодарской краевой ассоциации ветеранов боевых действия ОВД и ВВ России, подполковник внутренней службы в отставке (играл агента абвера):
- Главная цель квеста - доходчиво и в игровой форме рассказать молодежи о том, как происходило освобождение Краснодарского края, и какую работу в это время вела милиция. Обстановка после изгнания немецких оккупантов была сложная. На Кубани остались фашистские недобитки, дезертиры, действовали банды.
Участники квеста хорошо справились со своими задачами. Единственный крупный недочет - когда меня "задержали" и офицер комендатуры начал досмотр, один из игроков перекрыл сектор обстрела конвоиру. А в остальном все было сделано правильно, что я могу с уверенностью утверждать, как бывший начальник боевой подготовки краснодарского гарнизона. Группа работала слаженно. Были выставлены посты, которые перекрывали пути обхода преступнику, грамотно произведен осмотр документов и указаны признаки, указывающие на фальсификацию.
Мы планируем делать и другие квесты, все они будут ориентированы на рассказ о работе полиции.
Кстати
В годы войны сотрудники органов внутренних дел края помимо охраны правопорядка, активно участвовали в организации противовоздушной обороны и эвакуации людей. Помогали НКВД в разведывательно-диверсионной работе, боролись с распространителями слухов, разыскивали дезертиров и шпионов. Многих сотрудников милиции призвали на фронт, в ОВД наблюдался огромный дефицит специалистов. Поэтому к личному составу предъявлялись жесткие требования - работать четко и на пределе возможностей.
В период оккупации Краснодара милиция занималась охраной тыла Красной Армии, участвовала в организации истребительских батальонов и формировании партизанского движения. После освобождения города сотрудники ОВД нейтрализовывали гитлеровских пособников, которые вели подрывную работу в тылу.
Еще одним важным направлением стала борьба с бандформированиями, которых расплодилось немало. С февраля по июнь 1943 года были полностью ликвидированы более 30 банд, в которые входили около 200 человек.