Необходимо скорректировать законодательство, рассказал "РГ" директор "Турпомощи" Александр Осауленко. Совсем недавно, напомнил он, после истории с "Натали турс", были приняты поправки в закон о туристской деятельности, позволяющие Ростуризму самостоятельно исключать проблемных туроператоров из федерального реестра, не дожидаясь признания банкротства самим туроператором. До этого, по закону, туристы не могли претендовать на компенсацию за сгоревшие туры до тех пор, пока туроператор продолжал работать - значился в федеральном реестре. А из реестра, в свою очередь, его не могли исключить до тех пор, пока туроператор сам не объявлял о приостановке деятельности.
"Поправки эту коллизию устранили и дали Ростуризму полномочия самостоятельно лишать туроператоров права на работу, исключая из федерального реестра. Однако при этом не учли, что вслед за Ростуризмом такие проблемные туроператоры должны автоматически лишаться и членства в Ассоциации туроператоров в сфере выездного туризма "Турпомощь". На последнем заседании наблюдательного совета "Турпомощи" было принято решение выйти с этим предложением к законодателю и проработать эту тему более глубоко", - пояснил Александр Осауленко.
Это необходимо, в первую очередь, для того, чтобы туристы и партнеры обанкротившихся турфирм смогли при необходимости получить компенсации из персональных фондов туроператоров.
Персональные фонды, напомним, формируются за счет отчислений туроператоров в размере семи процентов от общей годовой цены турпродукта в сфере выездного туризма, реализованного туроператором за год. Де-факто они принадлежат туроператору, де-юре счет в банке контролирует "Турпомощь". В каком-то смысле механизм напоминает банковскую ячейку. Персональный фонд задумывался как дополнительная подушка безопасности для туристов на случай, если на компенсацию их ущерба не хватит суммы страховой компании и денег от взносов туроператоров в "Турпомощь".
"По закону, после прекращения туроператорской деятельности надо написать заявление в "Турпомощь" с просьбой вернуть деньги из персонального фонда. Но для того чтобы их вернуть, мы должны спросить общественность - ничего ли ей туроператор не задолжал? Если в течение 30 дней никаких претензий не поступает, на 31-й день мы отправляем платежное поручение в банк и туроператор получает свои деньги назад. Кстати, если поправки, о которых мы говорим, будут приняты, то срок принятия претензий увеличится до 90 дней", - пояснил Александр Осауленко.
После подачи заявления туроператором о возврате средств формируется реестр его неисполненных обязательств. Это, по сути, и есть "копилка" претензий перед возвращением денег. Туристы, которые считают, что они недополучили компенсацию, должны обратиться в "Турпомощь".
Реестр неисполненных обязательств формируется каждый месяц, в нем фигурируют две-три компании, уходящие с рынка и претендующие на возврат средств. Сейчас среди туроператоров, направивших заявление о выходе из членства, названы: ООО "Бон Вояж ЛТД", ООО "Южное Сияние", ООО "СторБокс", ООО "Национальная туристическая компания Интурист".
"Пока желающих получить компенсации от этих четырех компаний, нет. Но, как правило, компании, которые хотят вернуть свои деньги из фонда персональной ответственности, перед тем, как писать такие заявления, стараются исполнить все обязательства, иначе ничего назад не получат. Кстати, недавно мы не приняли заявление у одной из компаний о возврате денег, так как выяснилось, что двое туристов у нее сейчас находятся "на маршруте", - пояснил Александр Осауленко.