24.09.2018 17:59
    Поделиться

    Учебников для школы станет на треть меньше

    Федеральный перечень учебников может сократиться на 30 процентов уже к концу года. Какие издания первые кандидаты на "вылет"? Когда российские школы начнут учиться по единым программам? Как с этим связаны новые образовательные стандарты, которые пока не утверждены? "РГ" раскладывает "по полочкам" важнейшие изменения, которые ждут систему образования.

    Россия взяла курс на единое образовательное пространство: чтобы детей качественно учили и в московской школе, и в небольшом селе.

    - Предполагается единое видение, базовое содержание. Уже принят единый историко-культурный стандарт, принята предметная концепция по русскому языку и литературе, - говорит министр просвещения Ольга Васильева. - В октябре принимаем еще семь концепций. В том числе по географии, обществознанию. Дальше здесь естественно-научные предметы, а также технология, которая в национальном проекте "Образование" приобретает абсолютно новое значение.

    Кроме того, разработаны единые концепции по физкультуре и ОБЖ. Что это значит на практике? Педагоги договариваются, как именно они будут учить детей. А значит, стоит ожидать и обновленных образовательных программ, и учебных пособий... Сценарий уже отработан: по истории, например, на всю страну осталось всего три линейки учебников.

    - Это очень показательно. Сначала научное сообщество несколько лет вырабатывало историко-культурный стандарт, потом был период его приспособления к задачам школы, и только после этого писались новые учебники. В итоге после экспертизы остались линейки, которые вполне дают нам пространство для маневра, - говорит учитель истории питерской гимназии № 116 Илья Демаков. - Можно положить перед собой три учебника и сравнить, что тебе больше подходит. Они есть и в электронном виде. Из одного можно взять и распечатать задание, которое больше нравится, из другого - тексты. Именно педагог в учебном процессе - главный. Но варьировать содержание курса он может только в рамках федеральных государственных стандартов (ФГОС), предметной концепции. А они в учебниках хорошо отражены - это основной помощник и ориентир.

    В разработке предметных концепций участвовали эксперты из Русского географического общества (география), Ассоциации учителей права и Ассоциации юристов России (обществознание), министерства по чрезвычайным ситуациям (ОБЖ), Агентства стратегических инициатив и WorldSkills Russia (технология) и другие.

    Задач много, но есть и общая для всех: содержание учебного предмета должно соответствовать современным реалиям. Например, в концепции по географии эксперты настоятельно рекомендуют обновить курс "Экономическая и социальная география мира" с учетом глобализации. А в той же технологии вдобавок к традиционному труду может добавиться инновационная практика в детских технопарках, которые появятся в каждом крупном городе.

    Параллельно с разработкой предметных концепций несколько лет готовились и обновленные ФГОСы. Для начальных классов они уже одобрены, а вот для средней школы пока нет. По словам Ольги Васильевой, новые стандарты могут быть приняты уже к концу этого года. Принципиальное отличие в том, что впервые в стандартах будет прописано конкретное содержание предметов: сколько произведений и в каком классе прочитать, когда изучать десятичные дроби, а когда - обыкновенные...

    Цель - избавиться от "разноголосицы": только по математике в федеральном перечне сейчас 16 учебников, и все они отличаются друг от друга. В одном, например, в 5-м классе даются десятичные дроби, а в 6-м - обыкновенные. В другом учебнике - наоборот.

    Таким образом, выстраивается четкая связь: единые предметные концепции - стандарты - учебники. К последним, кстати, претензий все больше. Сейчас ответственность за их экспертизу лежит на издательствах. Они заказывают ее в РАН, РАО и других организациях и оплачивают сами. Скоро правила игры поменяются: впервые по инициативе министерства была проведена дополнительная экспертиза, которую не прошли 30 процентов учебников. В итоге было рекомендовано включить в перечень только 826 учебников, а 666 получили "красную метку".

    Сегодня в федеральном перечне 1376 учебников, причем 486 - для начальной школы. Это перебор во всех отношениях

    Какие издания могут попасть под сокращение? Скажем, один из учебников по алгебре за 9-й класс, линейка по английскому языку- базовый уровень для 10-го, 11-го классов, окружающий мир для 3-го, 4-го классов... Авторов и конкретные издательства сознательно не называем: претензии у экспертов к ним были более чем серьезные.

    Некоторые учебники написаны плохим языком, перегружены деталями, методически не выверены, содержат понятия, определения которых нет в словарях. Были и грубые ошибки: так, в учебнике по химии для девятого класса перепутали натрий и калий. В пособии по географии до сих пор есть экономические районы, тогда как у нас уже давно федеральные округа. А в сети до сих пор "гуляет" фото учебника по русскому языку, где черным по белому написано: "Город Астрахань расположен на месте впадения Волги в Черное море"...

    - В идеале учебник должен соответствовать концептуальному содержанию, иначе зачем он нужен? Другое дело, что количество учебников должно сокращаться прежде всего по итогам экспертной оценки. Этот подход сохранится,- рассказала Ольга Васильева, отвечая на один из вопросов корреспондента "РГ" в эфире одного из федеральных телеканалов. - Мы продолжаем работу по формированию нового перечня. Сегодня в нем 1376 учебников, причем 486 - для начальной школы. Я считаю, что это перебор во всех отношениях. Мы закончим формирование федерального перечня окончательно к концу этого календарного года.

    Однако это не значит, что с января или февраля все школы начнут спешно "избавляться" от старых учебников и в панике закупать новые. Процесс будет постепенным: максимальный срок "жизни" учебников - пять лет, именно такие обязательства есть по их технической замене.

    Мнения

    Евгений Ямбург, директор центра образования № 109:

    - Да, учебник - основа, на которой строится работа педагога в условиях современного информационного общества. Но он давно перестал быть единственным источником знаний. Сегодня есть интернет и есть возможности проводить "перевернутые" уроки, когда, скажем, старшеклассникам дается задание - найти документы и различные точки зрения, связанные с конкретным историческим фактом. После чего начинается дискуссия, на которой учитель выступает в роли модератора. Важно, чтобы дети научились отличать факты от мнений, перепроверять их хотя бы по трем-четырем источникам. Чтобы научились вырабатывать определенный "щит" против попыток манипуляции. Это новые задачи, которые стоят перед учителем, и к учебнику они не сводятся.

    Сокращение федерального перечня - к нему очень двойственное отношение. С одной стороны, принцип меньше да лучше тут применим. Потому что действительно сейчас есть учебники с вопиющими ошибками. К их отбору нужно относиться очень тщательно и профессионально. С другой стороны, сокращение федерального перечня не должно привести к монополии: у нас очень разные школы, разные дети и разные задачи в образовании. Нельзя, чтобы в классах, где есть инклюзия, где много ребят с особенностями здоровья, детей учили по тем же учебникам, что и в элитных гимназиях, где тройной конкурсный отбор для самых умных.

    Петр Положевец, главный редактор "Учительской газеты":

    - У нас есть единый для всех образовательный стандарт. Учитель обязан сделать все, чтобы школьники усвоили программу. Но как именно достигнуть цели - по каким книгам, методикам, технологиям учить? Это, я считаю, педагог должен определять сам. Поэтому ему нужен большой выбор. Нужно большое количество учебников в федеральном перечне. Пока же, к сожалению, выбор за него делает директор школы. Или же региональные органы управления образованием, которые закупают крупные партии учебной литературы.

    Илья Демаков, учитель истории гимназии № 116 из Санкт-Петербурга, "Учитель года России-2017":

    - Учебник - только приложение к учителю. Поэтому оптимизация и сокращение федерального перечня учебников - инициатива позитивная. Количество учебных пособий в нем явно избыточно. Их должно быть ровно столько, чтобы в предложенных вариантах могли разобраться и педагоги, и сами учащиеся, и, что очень важно, родители. Как этого можно добиться, если сегодня в перечне под две сотни учебных пособий по русскому языку и литературе? Никакой родитель не в состоянии такой массив проанализировать.

    Я не думаю, что нам нужно ожидать принципиального изменения в содержании образовательных программ. Все идет к тому, что разные регламентирующие системы, которые касаются преподавания школьных курсов, будут друг с другом синхронизированы. То есть произойдет координация предметных концепций с конкретным содержанием учебных курсов.

    Поделиться