Меняется климат, и это, в первую очередь, оказывает влияние на миграцию рыбы - тихоокеанский лосось, к примеру, "уходит" на север.
По словам первого заместителя директора института Олега Булатова, при масштабных климатических изменениях значение российских северных районов промысла - Берингова моря, северной части Охотского моря - тоже может измениться. Вместо трески доминирующим видом может стать мойва.
Без исследований и прогнозов рыбаки просто не смогут отследить изменения, понимать которые необходимо при увеличивающейся нагрузке на биосферу планеты. И результаты этого года стали еще одним доказательством того, что в последующие годы без качественных научных исследований станет еще сложнее прогнозировать улов.
Рыбаков в путину-2018 ждал рекордный вылов красной рыбы на Дальнем Востоке. "В 2017 году мы побили двадцатипятилетний рекорд по вылову рыбы. А в 2018 году справились с рекордной путиной горбуши - самой большой за всю историю наблюдений. Добыто уже порядка 612 тысяч тонн, - сообщил руководитель Федерального агентства по рыболовству Илья Шестаков.
И посетовал, что к такому большому улову не были готовы ни рыбаки, ни инфраструктура. Ведь помимо горбуши на Дальнем Востоке рыбаки добыли в этом году около 38 тысяч тонн сардины иваси, скумбрии и сайры - почти в три раза выше уровня 2017 года.
Как вовремя доставить этот товар потребителю, а главное - как стимулировать розничные сети снижать цены в случае рекордного улова? С каждым годом эти вопросы становятся все актуальнее. Добыча рыбы и производство рыбной продукции будут только увеличиваться. В ближайшие пять лет в России запустят 18 береговых рыбоперерабатывающих предприятий и 33 судна рыбопромыслового флота. Стоят они 132 миллиарда рублей. Реализация этих проектов, подсчитал министр сельского хозяйства Дмитрий Патрушев, "позволит уже к 2025 году обеспечить поступление не менее 60 миллиардов рублей дополнительного прямого вклада в ВВП ежегодно".
А еще через пять лет объем производства аквакультуры в нашей стране увеличится в три раза - такие цели поставлены в проекте стратегии развития отечественного рыбохозяйственного комплекса, который сейчас проходит межведомственные согласования.
Всего, по словам заместителя руководителя Росрыболовства Петра Савчука, до 2025 года требуется построить не менее 100 промысловых судов, что вполовину обновит общую мощность флота, не обновлявшегося около тридцати лет. Новые суда обещают проектировать на треть производительнее существующих.
Стимулом к такому масштабному обновлению стали инвестиционные квоты, которые и подтолкнули бизнес к закладке новых судов, а чиновников - к дальнейшему развитию этого рыночного механизма.
"Мы заинтересованы в развитии этого сектора и рассматриваем дополнительные меры государственной поддержки", - уверяет заместитель директора департамента судостроительной промышленности и морской техники минпромторга Николай Шабликов.
Однако важнее промысловых судов - научно-исследовательские, уточняет президент Объединенной судостроительной корпорации Алексей Рахманов. Их создание уже поручено Северной верфи. С ним согласен и Илья Шестаков, полагающий, что основное место в отрасли должно отводиться науке. А планирование вылова надо строить на его прогнозах, а не на объяснении случившегося, как это зачастую бывает.
Тогда будет легче подготовиться и организовать в полном объеме доставку рыбы на прилавки и сбить цены. Иначе рекордные уловы и грандиозные планы станут бессмысленными.
Сегодня в мире добывается 90 миллионов тонн дикой рыбы и еще 80 миллионов тонн выращивается.
Население планеты к 2050 году достигнет, согласно прогнозам, 11 миллиардов человек, которым потребуется около 300 миллионов тонн рыбы в год. Эксперты подсчитали, что потребление рыбы растет в два раза быстрее населения земли.