25.09.2018 08:24
    Поделиться

    Как повысить доступность льготных кредитов для малого бизнеса

    Как повысить доступность льготных кредитов для предпринимателей Северо-Запада
    В следующем году все меры поддержки субъектов малого и среднего бизнеса, предусмотренные различными федеральными программами, объединят в большой приоритетный национальный проект. Значительную часть бюджета нацпроекта направят на компенсацию процентных ставок по кредитам. Именно субсидированные заемные средства предприниматели, которым сложно развиваться из-за дефицита "дешевых" денег, называют наиболее важным и эффективным механизмом поддержки. И если в 2018 году общая сумма таких займов оценивается в 100 миллиардов рублей, в 2019-м и в последующие годы показатель составит триллион рублей.

    Однако в текущем году "дешевые" бюджетные кредиты для субъектов МСП в регионах Северо-Запада были практически недоступны. Бизнесменам массово отказывали в них из-за отсутствия финансовых лимитов в регионах и излишних требований банков к заемщикам. Какие нюансы необходимо учесть, чтобы практика выдачи льготных займов все-таки стала массовой, выясняла корреспондент "Российской газеты".

    "Дешевые" деньги закончились

    Уполномоченные банки, список которых утвердило федеральное минэкономразвития, в 2018 году должны выдавать займы по ставке 6,5 процента годовых. В случае работы с "малышами" федеральный бюджет компенсирует кредиторам 3,5 процента годовых, со средним бизнесом - 3,1 процента.

    Однако в Северо-Западном федеральном округе "дешевые" кредиты достались единицам.

    В Калининградской области за полгода их получили только 11 субъектов бизнеса из 60 тысяч. В других регионах речь тоже идет о незначительных или даже нулевых показателях.

    Одна из причин - недостаточный в масштабах страны объем субсидируемых займов, помноженный на отсутствие региональных финансовых лимитов. Банки - участники программы установили только общие для всей страны лимиты, и в большинстве случаев эти деньги выбрали субъекты МСП из Уральского и Центрального федеральных округов.

    Конкуренция должна быть, но в пределах одного субъекта РФ - между бизнесменами, которые находятся в равных условиях хозяйствования

    - Если в следующем году общий объем субсидируемых кредитов увеличится в десять раз по сравнению с текущим годом, это будет крайне актуальное решение, - комментирует ситуацию председатель Союза предпринимателей Новгородской области Дмитрий Койков. - Ведь нельготные оборотные кредиты можно получить по ставке не ниже 14-16 процентов годовых. Моей компании из-за отсутствия залогового имущества удалось на днях получить деньги в банке только под 17 процентов годовых. Обслуживать займы по таким ставкам и сейчас очень сложно. А в следующем году делать это многим субъектам бизнеса станет попросту невозможно - из-за повышения налога на добавленную стоимость с 18 до 20 процентов и отмены пониженных тарифов страховых взносов для предприятий на упрощенной системе налогообложения. Поэтому очень важно решить вопрос с установлением конкретных лимитов выдачи льготных кредитов для конкретных регионов. Все субъекты РФ разные, и новгородские предприниматели не должны конкурировать за "дешевые" оборотные средства с уральскими или, к примеру, дальневосточными предпринимателями. Конкуренция должна быть, но в пределах одного субъекта РФ - между бизнесменами, которые находятся в примерно равных условиях хозяйствования.

    Расширить допуск

    В рамках приоритетного проекта "Малое и среднее предпринимательство и поддержка индивидуальной предпринимательской инициативы" представители производ-ственного сектора экономики в следующем году продолжат получать кредиты по ставке 6,5 процента годовых. Для остальных субъектов малого бизнеса ставка составит 8,5-9,5 процента. Проблема, которую уже удалось решить благодаря объединению всех мер поддержки субъектов МСП в один приоритетный проект, связана со сроками предоставления льготных кредитов. Федеральная программа действует в течение года. Теоретически банки имели право, когда этот срок истечет, повысить стоимость кредита по своему усмотрению. Приоритетный проект рассчитан на шесть лет. И на все эти годы в паспорте документа заложен примерно одинаковый, триллионный объем льготных кредитов.

    - Сейчас осталось решить проблему избыточных требований финансовых учреждений к заемщикам, - отмечает уполномоченный по защите прав предпринимателей в Калинин-градской области Георгий Дыханов. - Я не говорю о том, что банкам не следует страховать себя от невозвратов. Но требования должны быть, во-первых, разумными, во-вторых, соответствовать статусу предприятия. К примеру, в текущем году некоторые банки не выдавали льготные кредиты без сведений о прибыли компании за последние три года. Это требование не могли выполнить субъекты МСП, выбравшие упрощенную систему налогообложения. Они вообще не ведут учет прибыли, у них есть понятие "доходы" или "доходы минус расходы".

    Радует, что к разработке нацпроектов привлекли ведущие бизнес-объединения

    Кроме того, калининградский бизнес-омбудсмен предлагает разрешить использовать субсидируемые кредитные ресурсы на перекредитование уже имеющихся займов коммерческих банков на льготных условиях. Еще одно важное предложение - предоставить допуск к льготному кредитованию субъектам малого и среднего бизнеса, имеющим незначительную задолженность по налоговым и социальным платежам. Эта мера позволит сохранить предприятия от разорения, вольет в них средства на развитие, и должники смогут рассчитаться с государством.

    Без приставки "микро"

    По словам Георгия Дыханова, для Калининградской области было бы оптимально, если бы льготные займы ежегодно получали от 300 до 500 предприятий. Кроме того, важна оценка эффективности этой меры поддержки. Один из возможных целевых показателей - переход получателей бюджетных кредитов из категории микробизнеса в категорию малых компаний. Это бы означало, что помощь государства позволила заемщикам развить производство, нарастить оборот, расширить штат. В самом западном российском регионе, кстати, работают 57 тысяч микропредприятий и всего 2,7 тысячи субъектов малого бизнеса.

    Руководитель экспертной группы Северо-Западного бюро по защите прав предпринимателей, советник вице-президента "ОПОРЫ РОССИИ" Александр Мельников добавляет: запланированный на 2019-2024 годы объем субсидированных кредитов можно назвать беспрецедент-ным.

    - Еще буквально три месяца назад вообще не было стопроцентной уверенности, что банки в следующем году продолжат выдавать субъектам МСП субсидируемые займы по льготной процентной ставке. Радует, что к разработке национальных проектов, в том числе по направлениям поддержки малого и среднего предприниматель-ства, повышения производительности труда, поддержки экспорта, привлекли ведущие российские бизнес-объединения. Реализация нацпроектов предусматривает очень серьезные инвестиции за счет средств федерального бюджета на ближайшие шесть лет. В частности, 450 миллиардов рублей направят на поддержку малого бизнеса. Из них порядка 50 миллиардов пойдет на субсидирование процентных ставок по кредитам, чтобы бизнес мог получить финансирование, в том числе под льготные 6,5 процента. Мы будем мониторить ход исполнения национального проекта, разрабатывать и вносить по-правки, если они потребуются. Надеемся, что отдельные недоработки текущего года удастся исправить, и выдача льготных кредитов станет массовым явлением, - подводит итог Александр Мельников.

    Поделиться