- В среднем мукомольные предприятия загружены на 60 процентов, - констатирует Елена Мамичева, член петербургского отделения "Деловой России", директор по развитию крупного мукомольного предприятия.
Эксперт объясняет это исторической конъюнктурой. В Петербурге, как и по всей стране, мелькомбинаты и мукомольные заводы имеют давнюю историю, они строились еще при СССР и учитывали тогдашние объемы потребления мучной продукции. Сегодня они падают. По оценкам минпромторга, если еще десять лет назад среднестатистический россиянин съедал 66 килограммов хлеба в год, то сейчас - 49. Главная причина изменений - потребительское поведение. Продовольственные рынки предлагают все новые группы товаров, и покупатели находят альтернативу бутербродам и макаронам.
Падение происходит плавно. По данным Росстата, с начала года производство хлебобулочных изделий упало на 2,7 процента, макаронов - на 3,4.
Причем, как говорит эксперт консалтинговой компании "НЭО Центр" Инна Гольфанд, на российском рынке наблюдается переизбыток муки из-за большого объема продукции "серых" мукомолов.
По оценкам Российского союза мукомольных и крупяных предприятий, доля неучтенной муки достигает 35 процентов. Ее производят на небольших мельницах, "серые" мукомолы не платят налоги, и их продукция оказывается дешевле легальной. Если для крупных хлебозавозаводов такая мука неинтересна из-за отсутствия необходимой документации, малых партий и нестабильных графиков поставки, то небольшие пекарни охотно приобретают нелегальную продукцию.
На Северо-Западе влияет на рынок и импорт муки из Белоруссии. В основном оттуда поставляется ржаная мука, цены оказываются ниже, чем у российских производителей.
- В Белоруссии существуют инструменты поддержки местных производителей, что позволяет им обеспечивать низкие цены. Для отечественных предприятий это не очень хороший сигнал, посевные площади, выделяемые под рожь, снижаются. Производителям на фоне дешевого импорта просто невыгодно связываться с рожью. К тому же, даже внутри страны спрос на ржаную муку мал и нестабилен, - констатирует Елена Мамичева.
По оценкам Александра Волчека, руководителя торговой платформы АГРО24, производство ржи в России снизилось с 5-6 до 2,5 миллиона тонн. Но в сегменте пшеничной муки доминируют отечественные производители. Импортная мука оказывается в четыре раза дороже российской.Объемы производства муки в целом по стране падают.
Леонид Хазанов, промышленный эксперт, кандидат экономических наук, приводит пример: в 1990 году в стране произвели свыше 20 миллионов тонн муки, а в прошлом году - всего девять.
Естественно, мукомолы хотят найти потребителей на внешних рынках, тем более что российские производители зерна давно уже там правят бал. В прошлом году, когда был получен рекордный урожай пшеницы в 137 миллионов тонн, на экспорт ушло 52,4 миллиона тонн зерна. Объем экспорта муки составил 230 тысячи тонн.
Леонид Хазанов диспаритет экспорта из России зерна и муки объясняет действием целого комплекса факторов, среди которых - общее снижение объема производства муки, недозагрузка мощностей и нехватка современных мельниц.
- В России выращивают довольно немного пшеницы I-III классов (именно из нее получают муку для выпечки хлеба и кондитерских изделий), доминирует же в посевах пшеница IV, V (идет на изготовление макаронов) и VI (фураж) классов, - перечисляет эксперт.
Правда, по мнению Рината Резванова, регионоведа, специалиста в сфере исследований региональных социально-экономических и культурно-образовательных систем, российскую муку нигде особенно не ждут.
- Мукомольная продукция относится к изделиям с высокой добавленной стоимостью. Следовательно, со стороны импортеров есть куда больший интерес закупать дешевое первичное сырье, каковым и является в данном случае зерно, нежели продукт высокого передела, - считает Резванов.
Четверть всей поставляемой на экспорт муки производится в Петербурге. Эксперты не видят в этом ничего удивительного: мукомольные мощности традиционно создаются не в местах производства, а в регионах, где проживают основные потребители. То, что Петербург экспортирует больше, чем, к примеру, Алтайский край, регион-житница, объясняется тем, что в Северной столице есть порт. Именно через этот канал идут основные поставки. Правда, экспорт муки в нынешних условиях не имеет высокой маржинальности, и это главный тормоз, который препятствует развитию всей отрасли в целом.
В ассоциации экспортеров муки полагают, что для повышения конкурентоспособности российской муки необходимы меры государ-ственной поддержки, аналогичные тем, что есть у производителей зерна: субсидирование перевозок, помощь с оформлением документов, страхование. Если помощь придет, то производители готовы через шесть лет нарастить поставки муки за рубеж до семи миллионов тонн.
- Проблема мукомолов не в том, что им нечего поставлять. Проблема в том, что они не проходят по ценовым критериям, в отличие от других стран-экспортеров, которые выигрывают в этом плане, - уверен Александр Волчек.
Цены на муку зависят от зерна. По словам Волчека, из-за мировой засухи многие страны потеряли значительную часть урожая, а то зерно, что удалось сохранить, не всегда хорошего качества. В результате цены на зерно на внешнем рынке выросли, и производители оперативно воспользовались сложившейся ситуацией еще до конца уборочной кампании. Если сравнивать объемы экспорта в середине сентября прошлого года с нынешними, то объемы поставок значительно возросли. В России в этом году планируется собрать порядка 105 миллионов тонн пшеницы, анонсируемый объем экспорта находится на уровне 35 миллионов тонн.
Ситуация на мировом рынке эхом отозвались на ценах в магазинах. По данным аналитического центра АГРО24, в сравнении с сентябрем 2017-го года минимальные цены на муку выросли на 20,7 процента.
Эксперты сходятся во мнении: несмотря на меньший урожай, муки хватит всем. Сейчас производители зерна не стоят перед дилеммой - вывести урожай на международный рынок или же поставить его мукомолам, чтобы уже они экспортировали свою продукцию. Объемы международных поставок муки слишком скромные, чтобы значительно повлиять на рынок зерна. Точно так же поставки муки за границу не влияют и на потребителя внутри страны. Тем не менее специалисты полагают, что наращивать экспорт крайне важно, ведь это не только позволит повысить налоговые платежи, но и оживит всю мукомольную отрасль. Однако внешние рынки не смогут в одночасье решить все проблемы отрасли, ведь основные потребители муки находятся внутри страны.