Эту стилистику в отдельных работах использовали многие отечественные художники. Но они никогда не создавали объединений по принципу экспрессионизма, не устраивали специальных выставок. Поэтому тема экспрессионизма в российском искусстве не на слуху.
Выставка, открывшаяся в Русском музее, призвана рассказать, какой он - отечественный экспрессионизм. Задача из разряда фундаментальных. Подготовка к выставке длилась несколько месяцев. В экспозицию вошли работы нескольких десятков художников, создававших свои произведения в первой трети ХХ века.
Заместитель директора Русского музея по научной работе Евгения Петрова отмечает, что такой подход применяется впервые. Работы некоторых художников можно было увидеть раньше, например на тематических или биографических выставках. Но их произведения в стилистике экспрессионизма в одном пространстве никто раньше не собирал.
У Русского музея уже есть опыт организации монографических экспозиций. Ранее музей проводил выставки, посвященные символизму, неоклассике, импрессионизму. Каждая из них становилась открытием, ведь, что скрывать, русское искусство зачастую воспринимается через призму золотого фонда классики.
Подготовка большой монографической экспозиции - задача крайне сложная и дорогая. Помощь в организации оказал банк ВТБ.
- Мы очень давние друзья с Русским музеем. Наше сотрудничество началось с выставки Кустодиева, потом были организованы показы работ Бакста, Федотова, Верещагина, Рериха. Недавно завершилась невероятно интересная выставка Кузьмы Петрова-Водкина. И вот сейчас открылась новая выставка, в некотором роде ретроспективная. Очень важно, что Русский музей проводит работу, которая позволяет увидеть системное культурное явление. Мы поддерживаем это начинание, уверен, что наше сотрудничество будет продолжаться, - говорит руководитель департамента маркетинга и рекламы банка ВТБ - старший вице-президент Виктор Шкипин.
Искусствоведы не могут прийти к единому мнению, с какого времени отсчитывать рождение отечественного экспрессионизма. В "Русском музее" полагают, что первопроходцем в этом направлении стал Михаил Ларионов со своей работой "Парикмахер", написанной в 1907-м году. В центре внимания - яркие краски, переживания двух простых людей - куафера и его клиента. Ларионов известен как основоположник неопримитивизма. И обычно при экспонировании его позиционируют именно так, но на выставке в Русском музее Ларионов предстает как экспрессионист.
В необычном амплуа можно увидеть и Василия Кандинского, одного из основоположников абстракционизма. У него есть несколько экспрессионистских работ, причем посетителям выставки открывается творческий поиск художника. Если в картине "Мурнау. Летний пейзаж" ставка сделана на интенсивный цвет, то в "Импровизации" Кандинский уже не передает цветовоздушные характеристики натуры, он деформирует, рвет связи с окраской природных форм.
С новой стороны можно взглянуть на творчество Бориса Григорьева. Одна из самых заметных картин выставки - портрет Всеволода Мейерхольда. Здесь три основных цвета: черный, белый и красный. Портрет сочетает в себе элементы неоклассики и экспрессионизма, художник использует колкие линии, повторяет силуэты, играет на контрастах, усиливая эмоции.
Выставка построена по хронологическому принципу. Работы художников отражают все те перемены, которые переживала Россия сто лет назад.
Так, работы Павла Филонова второго десятилетия ХХ века наполнены духовностью и философией. Он обращался к библей-ским мотивам, трансформировал их, задавал вопросы. На выставке представлены самые сложные картины мастера, где в центре внимания не личности, а лишь человеческие оболочки, которые стремительно поглощаются урбанизирующимся миром.
Картины Мстислава Добужинского позволяют увидеть Петроград после революции. Здесь нет счастливых матросов и радостных плакатов. На акварелях зима, очереди, в которых стоят замерзшие голодные люди.
Свой взгляд у художников был и на большие стройки. В работах Аристарха Лентулова и Александра Шевченко заводы выглядят деструктивно-агрессивными монстрами, которые поглощают пространство, превращая людей в "винтики", необходимые для осуществления производственного цикла. К теме человека нового типа обращается Вячеслав Пакулин. В картине "У врубовой машины в шахте" художник как бы задает вопрос, кто он, тот, кто несколько лет назад до основания разрушил существовавший мир насилия, получается ли у него строить новый мир и где его место в новой реальности. Представлены работы Пакулина и на тему городского нэпа, на первый план в картинах выходят яркие фигуры с вымученными улыбками и пустотой в глазах.
Экспрессионизм выражал не только боль, но и надежду, которой в тот непростой период жила вся страна. Силуэт летательного аппарата в розовой дымке в картине Александра Лабаса "Дирижабль и детдом" выглядит тем самым светлым будущим, к которому так все стремились.
Выставка охватывает лишь небольшой период отечественного экспрессионизма, поэтому в следующем году Русский музей собирается показать знаковые работы в этой стилистике, созданные во второй половине ХХ века. Уже очевидно: интерес к теме есть. Едва открывшись, выставка стала настоящим событием в городе.