В Петербурге открылась выставка русского экспрессионизма

В Русском музее открылась выставка "Экспрессионизм в русском искусстве". Более 250 работ: шедевры Ильи Машкова, Павла Филонова, Натальи Гончаровой, Михаила Ларионова, Василия Кандинского, Марка Шагала... Многие представлены публике впервые.

Выставка продолжает ряд монографических экспозиций, посвященных ярким течениям в отечественном искусстве начала ХХ века. Публике уже были показаны выставки, раскрывающие русский символизм, импрессионизм, неоклассицизм. Каждая из них окунала зрителя в контекст определенного направления, позволяя понять особенности художественных течений.

- Это первая в России выставка, посвященная нашему экспрессионизму, который показан в такой полноте и объеме, - говорит заместитель директора музея Евгения Петрова. - В работах многих исследователей экспрессионизм рассматривается прежде всего как явление европейское. И еще несколько лет назад на Западе было принято считать, что у нас не было художников, работающих в этом стиле. Но это не так.

Еще несколько лет назад на Западе было принято считать, что в русском искусстве не было экспрессионизма

Боль, крик, бунт - вот слова, которые сопровождают работы экспрессионистов. Вместо мимолетного впечатления, что так занимало импрессионистов, экспрессионисты выдвигают на первый план собственную эмоцию. Все их работы - это тот самый случай, когда художник как бы говорит "не могу молчать!". Но в русском варианте - это и выражение тревожных предчувствий, и восторга (или ужаса) перед надвигающимися событиями, и попытка показать жар души, сжигающий мастера изнутри. Оттого так ярки кричащие краски на полотнах Ильи Машкова ("Мальчик в расписной рубахе"). "Днестровские пороги" Давида Бурлюка своими сполохами красного твердят о необузданности природы, и человеческой в том числе. А "Красный еврей" Шагала, написанный в 1915 году, заставляет зрителя не только почувствовать образ жизни местечковых мудрецов, но и почуять, как из этой среды совсем скоро выйдут лидеры революции.

- Само явление - экспрессионизм - субъективно по определению, - говорит одна из кураторов выставки Наталья Козырева.

Автор выставки Владимир Круглов счел необходимым выставить в экспозиции работы Добужинского, Анисфельда и других мирискусников, снабдив их определением "лирический экспрессионизм". Самым интересным в этом плане является, пожалуй, серия работ Александра Яковлева "Купальщик", запечатлевшая в разных позах фигуру мужчины, входящего в воду.

Необычный колорит, необычные темы, необычные ракурсы - все это свойственно работам русских экспрессионистов. Особый интерес вызывают залы, где представлены работы конца 20-х - начала 30-х годов. Индустриальные пейзажи Израиля Лизака, его огромный портрет "Человек на тумбе" (1925 год), изображающий инвалида Первой мировой. В этих полотнах отчетливо ощущается предвестие советского "сурового стиля".

В планах музейщиков через год продолжить экспозицию другой выставкой - "Эхо экспрессионизма", которая покажет работы второй половины ХХ века.