Новости

25.09.2018 22:14

Свежая голова

Текст: Виктор Похмелкин (председатель Движения автомобилистов России)
Председатель Движения автомобилистов России Виктор Похмелкин. Фото: Сергей Пятаков / РИА Новости Председатель Движения автомобилистов России Виктор Похмелкин. Фото: Сергей Пятаков / РИА Новости
Председатель Движения автомобилистов России Виктор Похмелкин. Фото: Сергей Пятаков / РИА Новости

Я весьма настороженно отношусь к идее так называемой либерализации ОСАГО. Точнее к той ее части, что касается изменения принципов формирования базовых тарифов на "автогражданку".

Даже при условии, что Центробанк оставит за собой право устанавливать минимальные и максимальные границы тарифных коридоров, страховщики получат уж слишком большую свободу действий. У некоторых из них может возникнуть соблазн демпинговать ради увеличения своей доли на рынке. А кто-то наоборот начнет завышать тарифы, чтобы покрыть убытки. При такой системе тарифообразования потребуется жесткий контроль за деятельностью страховых компаний.

Что же касается других пунктов реформы автострахования, то многие из них мне кажутся разумными. Например, предложение "привязывать" полис ОСАГО не к конкретному автомобилю, а к водителю. Человек может владеть несколькими машинами, и сейчас на каждую из них он обязан приобретать свой отдельный полис, что не совсем логично. Ведь "автогражданка" призвана страховать ответственность водителя перед третьими лицами. Именно ответственность водителя, а не машину. Если человек ездит на разных машинах, это же не значит, что одной он управляет более аккуратно, а на другой лихачит, как заправский гонщик.

Или расчет денежных выплат по ОСАГО исходя из стоимости новых деталей без учета износа - тоже здравое предложение. На данный момент сумма компенсации зависит от возраста автомобиля. Соответственно, чем он больше, тем компенсация меньше. Поэтому не всегда полученной выплаты хватает на ремонт, даже если искать где-то и покупать запчасти, бывшие в употреблении. Цены-то растут из года в год. И на бэушные товары тоже.

В общем, есть и разумное зерно в идее либерализации, а есть и то, что вызывает опасения. Как бы тарифы не подскочили так, что число автомобилистов, передвигающихся по стране без "автогражданки", у нас не возросло. Их и так уже немало. На фоне реальных доходов россиян стоимость полисов ОСАГО и сейчас-то кажется довольно высокой, притом что выплаты потерпевшим ничтожны. Людям проще заплатить штраф 800 рублей, если их вдруг поймают без полиса. Но мы к тому же еще и на авось всегда надеемся: авось и не поймают, и даже с этой суммой не придется расставаться. Правда, с 1 сентября этого года у нас должна была заработать система фиксации и выставления штрафов за езду без полисов при помощи дорожных камер. Хорошо, что не заработала. Мне лично такое нововведение не импонирует. Сколько камер человек проедет за день и сколько штрафов в итоге получит? И все их обязан будет оплатить? По какой причине он управляет авто без полиса? Может, он только купил машину и ОСАГО оформить еще не успел. Тут в каждом случае нужно разбираться, а не клепать штрафы автоматически.

Подготовила Анна Кольдина.

Добавьте RG.RU 
в избранные источники