Следующая - "Белорусская"

80 лет назад открылась одна из самых красивых станций Московского метро
Станция метро "Белорусская"-радиальная 11 сентября 2018 года отметила свой 80-летний юбилей. Она стала четырнадцатой по счету станцией Московского метрополитена. Среди проектных названий фигурировали "Белорусско-Балтийский вокзал", "Белорусский вокзал"... До сих пор она считается одной из самых необычных: ее изюминка - освещение и колористика.
В переходе между двумя станциями установлена скульптура "Белорусские партизаны" (автор - М. Г. Манизер). Фото: Кавашкин Борис / Христофоров Валерий / Фотохроника ТАСС В переходе между двумя станциями установлена скульптура "Белорусские партизаны" (автор - М. Г. Манизер). Фото: Кавашкин Борис / Христофоров Валерий / Фотохроника ТАСС
В переходе между двумя станциями установлена скульптура "Белорусские партизаны" (автор - М. Г. Манизер). Фото: Кавашкин Борис / Христофоров Валерий / Фотохроника ТАСС

Автор проекта - Николай Андриканис. По воспоминаниям его племянницы Екатерины Андриканис, к началу работы над "Белорусской" за спиной 27-летнего Николая Николаевича уже была станция "Красные Ворота", которую он строил под руководством знаменитого метростроевца И. Фомина. Макет этой станции на Международной Всемирной ярмарке в Париже в 1938 году удостоился Гран-при. "Белорусскую" Андриканис проектировал в соавторстве с однокурсницей по художественным мастерским Надеждой Быковой.

По оси свода расположены 12 мозаичных панно под общим названием "Расцвет Советской Белоруссии". Фото: Александр Катков / ТАСС

Кстати, Быкова спустя 14 лет разработает проект "Белорусской"-кольцевой, но уже без Андриканиса - к тому времени он уже оставил практическую архитектуру, поскольку на войне потерял указательный палец правой руки (с таким увечьем заниматься любимым делом было невозможно). Впрочем, до конца жизни автор "Белорусской" занимался теоретической архитектурой - руководил журналом "Современная архитектура".

...Архитектура всех станций довоенного метро отличалась торжественностью и монументальностью. Например, в облицовке "Белорусской" Николай Андриканис применил три вида цветного мрамора! Кроме того, к своду подвесил хрустальные люстры в бронзовой окантовке, а в нишах пилонов разместил торшеры в виде цветочных бутонов. Как вспоминает Надежда Быкова, "мы хотели, чтобы москвичи после трудового дня входили в подземные дворцы, залитые светом, чтобы в пути их не покидало радостное, праздничное ощущение…"

В 1952-м пустили "Белорусскую"-кольцевую, за которую проектировщиков наградили Сталинской премией (фото Александра Каткова). Потолок они украсили лепным орнаментом, а по оси свода разместили 12 мозаичных панно, разносторонне отражающих жизнь белорусов и носивших общее название: "Расцвет Советской Белоруссии". На одном из пано художник изобразил тружениц, вышивающих портрет Сталина, однако при Хрущеве портрет заменили орденом Трудового Красного Знамени.

Станция метро "Белорусская" (радиальная) стала 14-й по счету станцией Московского метро. Всего до войны было построено 22 станции. На фото - метрополитеновцы. Фото: Фотохроника ТАСС

В переходе между двумя станциями установлена скульптура "Белорусские партизаны" (автор - М. Г. Манизер). На фотографии журналистов ТАСС Бориса Кавашкина и Валерия Христофорова, сделанной в 1984 году, мы видим американских ветеранов, участников Второй мировой, пришедших поклониться белорусским воинам.

В 1954 году торец станции украшала еще одна скульптурная композиция - "Советская Белоруссия", созданная скульптором С. М. Орловым. Ее установили в 1954 году, и она изображала женщину с ребенком, рабочего и еще одну женщину, положившую руку на герб БССР. Увы, при сооружении второго выхода со станции на улицу Лесную, в середине 1990-х, нужно было прорубить проход в торцевой стене, и скульптурная композиция стала помехой. Ее распили и вынесли по частям.

Хотите знать больше о Союзном государстве? Подписывайтесь на наши новости в социальных сетях.