Мария Каллас - персонаж для Фанни Ардан хорошо знакомый: в ленте французского режиссера-дебютанта Тома Вольфа она соприкасается с ней уже в третий раз. Теперь, правда, местом встречи выступают не театральные подмостки и не объектив камеры: "Мария до Каллас" - фильм документальный, поэтому сама актриса в кадре не появляется, а озвучивает мысли и воспоминания певицы. В основе этих реплик лежит уникальная фактура - личные дневники, письма и интервью оперной дивы, которые раньше никогда не публиковались.
- Часто у жизни больше воображения, чем у нас с вами. Впервые я столкнулась с этим образом в спектакле "Мастер-класс" Романа Полански, потом - в фильме Франко Дзеффирелли "Каллас навсегда". Так что Мария Каллас сама меня нашла. Я ее не искала, хотя и считаю одним из важнейших артистов и художников ХХ века, - призналась Ардан.
И дело не только в красоте и силе голоса: больше всего актрису вдохновляет ее стремление к мастерству и желание быть лучшей в своем деле. Она сравнивает Каллас с мастерами-ремесленниками прежних времен, которые не покидали рабочее место, пока не убеждались, что своими руками создали шедевр.
- Ведь опера - это лишь метафора. Сама Каллас говорила, что каждый день надо воспринимать как репетицию. Если ты надеешься стать лучше, ты будешь делать все по двадцать раз, а потом еще проверять и перепроверять. Мне такая позиция в творчестве очень близка.
Различий между воплощением героини в кино, театре и даже звуке Фанни Ардан не делает. Для нее это одна и та же Мария Каллас, главное, говорит она, - каждый раз быть предельно правдивой. "Правда" - вообще очень важное для актрисы слово. За художественную правду, например, особенно она ценит роль в картине Дзеффирелли ("снять просто биографический фильм было бы нечестным по отношению к ней как к артистке"), а вот у Вольфа тоже своя правда, но уже документальная.
- Здесь Каллас говорит со зрителем своими словами, и мы благодаря этому ближе подбираемся к ее настоящей истории. Тот же скандал с постановкой в "Ла Скала" мы видим совсем с другой стороны, с той, как это чувствовала она. Становится понятно, что работу над оперой она тогда прекратила потому, что стремилась к художественной высоте. И - опять-таки - правде, - рассказывает актриса.
С образом легендарной певицы Ардан, кажется, за эти годы действительно сжилась. Об этом говорит ее ответ на вопрос журналистов о том, что бы она спросила у Марии Каллас, если бы предоставился волшебный случай встретить ее в реальности.
- Я не стала бы у нее ничего спрашивать. Я бы пригласила ее в свою гостиную, и мы бы выкурили по сигарете, - сказала актриса, на секунду задумавшись.
О самой же себе видеть ни фильм, ни книгу французская кинодива не хочет. Во-первых, потому что любит тайны, а во-вторых, найти какую-то одну линию для повествования, уверяет актриса, просто невозможно ("я сама всегда шла по своей жизни как по глухим джунглям"). А если же какой-то режиссер все-таки решится на подобный эксперимент, Ардан предупреждает: он должен быть готов к "огромному, огромному хаосу". Но лучше, если бы это произошло не раньше чем лет через сто - "неплохо, если о вас будут помнить спустя такое время".
- И вы знаете, комплименты мне делают только в крупных иностранных городах, во Франции - никогда. Поэтому приезжать в Санкт-Петербург мне всегда приятно, это напоминает погружение в ванну с теплой водой. Но критику я слышать тоже умею, в свое время на меня ее столько вылилось, что я знаю, как это делается, - заверила гостья.
В любви к России она, кстати, признается вскоре и в своей новой работе. Недавно Фанни Ардан предложили поставить оперу в Греции, причем выбор произведения остался на ее усмотрение. Актриса выбрала "Леди Макбет Мценского уезда" Дмитрия Шостаковича. По ее словам, сейчас она занята прослушиванием музыки и попытками понять русский язык, а артисты, задействованные в ее постановке, обязательно будут русскими.
- Почему обратились именно ко мне, я не знаю, но для меня это такое приключение! Вообще, что мне нравится в моей работе - чувство адреналина. И это то пламя, которое никогда не должно гаснуть, - подчеркнула Ардан.
С момента ухода всемирно известной оперной дивы Марии Каллас прошло 40 лет. Режиссер Том Вольф три года ездил по миру и собирал материалы. В картине "Мария до Каллас" - редкие съемки, архивные фотографии, личные кадры... Это говорит сама история, говорит сама великая Мария Каллас, а вместе с ней Мэрилин Монро, Ален Делон, Ив Сен-Лоран, Дж. Ф. Кеннеди, Лукино Висконти, Уинстон Черчилль, Грейс Келли, Лиз Тейлор и многие другие.
Уникального материала в фильме "Мария до Каллас" множество, и это не только дневники и письма. В течение трех лет Том Вольф путешествовал по миру в поисках редких архивов, большая часть из которых прежде не публиковалась: частных видеозаписей, неизвестных фотографий, неофициальных съемок выступлений, сделанных поклонниками певицы. Даже саундтрек фильма состоит из редких и неопубликованных записей, предоставленных близкими Каллас и почитателями ее таланта. Большую часть материала зрители увидят впервые.