Вступительные титры, лихо поданные на манер "бондиады", настраивают на очередной "экшн" с Киану Ривзом, где миссия, разумеется, невыполнима. Герой летит в Петербург к своим клиентам - перекупщикам алмазов, но уже мрачные физиономии встретивших его мафиози в фойе отеля ясно говорят, что все пошло наперекосяк. И, конечно, Хилл оказывается с пригоршней фальшивых бриллиантов перед благородными ликами очевидных убийц и бандитов (в роли главного авторитета - Паша Д. Лычникофф, выпускник ГИТИСа, ныне американский актер).
Его подельник Петр исчез, и головореза придется искать где-то в сибирском поселке Мирный, где обитают краснорожие пьянчуги с железобетонными кулаками - любители охоты на медведей, а также суровая красотка Катя, держащая там затрапезное кафе и свободно владеющая английским. В ролях пьянчуг, судя по особенностям их русской речи и далеко не сибирским манерам, снялись бывшие одесситы, уже набравшиеся опыта в ресторанах Брайтона. В роли красотки Кати эффектная румынская актриса Ана Улару с пронзительно пытливым, как у комсомольской богини, взглядом. Легко угадать, что между женатым американцем и коренной сибирячкой вспыхнет подобие безумной, сметающей все границы страсти. Катя даже последует за Хиллом в Петербург, чтобы лично принять участие в его рискованных авантюрах и прикрыть любимого своею красою, а, если понадобится, и своим телом. Ряд неаппетитных операций, которые выпадут на ее долю, наивный американский зритель может принять за сугубо русскую экзотику, зритель российский - за сугубо американский разврат, который авторы пытаются навязать духовно чистой России.
Вообще, кажется, что режиссер, вяло барахтаясь в болотце криминального сюжета, чувствует твердую почву под ногами только в моменты яростно сексуальных сцен - они катастрофически выпадают из общего строя картины, меж актерами ни на миг не проскользнет пресловутая "химия", но иногда чувствуется рука автора "психосексуального нуара" "Фрэнк и Лола", сделавшего Росса известным. В любом случае актеры картины влипли в еще более склизкую историю, чем ее персонажи. Ривз, по общему признанию, сыграл в "Сибири" свою худшую роль, взяться за которую можно только под угрозой голодной смерти.
Он невыразительно выглядит, заторможенно движется, монотонен и явно перебирает с потугами на внутреннюю психологичность действа, которой нет ни в сценарии, ни в замысле. Впрочем, возможно, это издержки гипноза "русского материала", где все должно быть загадочно, иррационально и нелогично, как у Достоевского.
Санкт-Петербург снимался в Санкт-Петербурге, и надо отдать авторам должное - Питер с его проспектами и мостами выглядит живописно. Хуже с Сибирью: она снималась близ канадского Виннипега и ни на сибирскую тайгу, ни на российские селения не похожа. В этой людской пустыне с нещадно дымящими заводскими трубами комично выглядят билборды с рекламой русской водки, которую здесь, разумеется, хлещут много, демонстративно и самозабвенно. Чем заняты местные жители в свободное от водки и медвежьей охоты время, неизвестно, но от них всегда можно ждать какой-нибудь подлянки.
Главная беда картины - в собранном из штампов и рассыпающемся на ходу сценарии. Вникать в перипетии исчезнувших в неизвестном направлении алмазов оказалось скучнейшим на земле делом, диалоги мало напоминают не только русскую, но и осмысленную речь, а туалеты, которые предусмотрительная Катя захватила в поездку в Питер, сражают нежданной смелостью. На мировых экранах все это легко списать на все ту же загадочность непредсказуемой России, но в наших кинозалах свирепейшую из драм могут легко принять за пародию.