Проект нового закона о такси сейчас разрабатывается в комитете по транспорту Госдумы. Действующий закон, по мнению Максима Шушарина, не обсуждался с участниками рынка, поэтому не учитывает сложившиеся между ними отношения и де-факто работающие механизмы. Таксисты надеялись, что разработчики нового нормативного акта учтут эти обстоятельства и пожелания игроков, в частности, их запрос на цифровизацию сферы такси и легализацию перевозчиков.
Однако история повторяется, констатирует Максим Шушарин: в новый законопроект перенесены многие устаревшие нормы, в том числе получение разрешений на деятельность по перевозке пассажиров и багажа легковым такси. Предполагается, что такие документы на каждое авто будет выдавать региональный орган власти, курирующий транспортную сферу. В большинстве субъектов РФ услуга платная, стоит около трех тысяч рублей, но получить заветную бумагу нетрудно - требуется минимальный пакет документов.
По словам Шушарина, разрешение - это, по сути, просто статистический инструмент для определения количества перевозчиков и суммы поступающих от них налогов. Однако наличие документа автоматически означает легальность таксиста, а значит, безопасность и качество его услуг, но на самом деле их вовсе не гарантирует.
- Для получения разрешения не нужно предъявлять справки и обладать специальными навыками безаварийного вождения. Неважно, сколько раз человек привлекался к административной ответственности за нарушение ПДД: он может ездить на красный свет, не платить штрафы, но уполномоченный орган обязан выдать ему разрешение на работу в такси, - приводит доводы перевозчик.
Он утверждает, что выдаваемое на пять лет разрешение не гарантирует прохождение регулярного медицинского и технического осмотров, да и вряд ли заставит таксиста честно платить налоги со своих доходов.
- Новых налогоплательщиков прежний закон не породил. Более того, многих заставил уйти в тень. Сравните: штраф за незаконную предпринимательскую деятельность - от 500 до 2000 рублей, а за отсутствие путевого листа - 5000. При этом шанс попасть под проверку у легального таксиста больше, поскольку шашки идентифицируют его автомобиль как такси, а нелегала в потоке машин не видно, - утверждает Шушарин.
Между тем, по его мнению, многие проблемы могли бы быть решены путем перевода таксистов в статус самозанятых. В выигрыше точно окажутся бюджеты, которые получат дополнительные поступления налогов. При этом Шушарин предлагает ФНС внедрить свою цифровую платформу для администрирования платежей самозанятых водителей.
- Перевозчик, который работает сам на себя на собственном автомобиле, если получит возможность легко легализовать свою деятельность, проявит гораздо больше ответственности за качество предоставляемой услуги. Он не нанимает работников, не приобретает дополнительное имущество для работы. Зачем же ему регистрировать ИП? - задает риторический вопрос Зоя Австрийская, пресс-секретарь группы компаний, объединившей агрегаторов услуг такси с 15-летним опытом.
По ее мнению, нынешняя форма разрешений на пассажирские перевозки действительно не гарантирует ни уплату налогов, ни безопасность, ни отличные навыки вождения.
- Правильное решение - частично возложить контроль качества услуг на страховые компании. Они рублем смогут регулировать работу недобросовестных таксистов, - предлагает Австрийская.
Однако далеко не все эксперты транспортного рынка согласны с автором "манифеста" и его единомышленниками. По словам директора Союза автотранспортных предприятий Свердловской области Лилии Саранчук, Шушарин просто смешал несколько понятий. В частности, нужно разделять порядок допуска любого гражданина к вождению автомобиля и повышение уровня мастерства водителей-профессионалов. Здесь решением может стать введение "профессиональных прав", которые будут выдавать автошколы после дополнительного обучения.
Да, перевозчики, работающие на регулярных маршрутах или школьных автобусах, обязаны пройти лицензирование, доказав, что необходимые условия для безопасного оказания услуги созданы. Процедура получения разрешения максимально либеральная и рыночная: владелец легкового автомобиля просто обязуется выполнять установленные требования. Тем не менее, считает Саранчук, законопроект отвечает интересам всех участников рынка, в том числе пассажиров. Ведь новый закон о такси обяжет "операторов" перед подключением таксистов к системе передачи заказа проверять наличие регистрации предпринимательской деятельности, разрешения на оказание услуги, контролировать исполнение ими требований безопасности.