Как избавиться от встречных порожних пробегов железнодорожных вагонов

Павел Иванкин, председатель экспертного совета Института исследований проблем железнодорожного транспорта.

По мнению специалистов Института исследований проблем железнодорожного транспорта, важным вопросом, требующим рассмотрения на Международном транспортно-логистическом форуме "PRO//Движение.1520", который состоится в начале октября, является создание информационной системы обмена данными по свободным заявкам и свободным порожним вагонам.

Отказ от вагонов собственности ОАО "РЖД" привел к изменению технологии курсирования порожних вагонов. Собственники вагонов не видят общей базы заявок на перевозку грузов и поэтому направляют свои порожние вагоны под свои контракты. Такой подход привел к росту встречных пробегов порожних вагонов. С одной стороны, снижение порожних пробегов - это задача операторов подвижного состава, и ОАО "РЖД" не участвует в этом процессе. С другой стороны - встречные порожние пробеги серьезно снижают пропускные и провозные способности, а это уже влияет на качество оказываемой ОАО "РЖД" услуги. Распространенный в последнее время довод, что порожний вагон - это дополнительный доход для ОАО "РЖД", не учитывает факта роста нагрузки на инфраструктуру.

Сегодня железные дороги обеспечивают передвижение встречных порожних вагонопотоков, которые составляют 30% от общего объема. Эти объемы можно было бы использовать для продвижения груженных вагонопотоков.

Инвестиционные проекты по развитию учитывают лишь груженные вагонопотоки, и для них рассчитывается пропускная и провозная способности. Чего не делается для универсальных вагонов, которые могут перевозить различные номенклатуры грузов. Эти "универсалы" обеспечивают перевозку только одного груза и после его доставки на место возвращаются, отмахивая большие расстояния (более 4 тыс. километров) под погрузку в порожнем состоянии. А почему? Потому что оператор подвижного состава не заинтересован в силу различных факторов в доставке грузов, которые можно было бы перевезти в направлении попутного следования порожнего вагона. Такой подход не обеспечивает недискриминационный доступ грузовладельцев к инфраструктуре. Клиент, имея объемы груза и желание перевезти его по железной дороге, не в состоянии этого сделать ввиду нежелания оператора подвижного состава с ним взаимодействовать.

В дополнение к этому растет непроизводительная работа станций, где осуществляется погрузка-выгрузка.

Если при использовании вагонов ОАО "РЖД" клиент мог использовать освободившийся из-под выгрузки полувагон под свою погрузку, то при использовании вагонов других собственников такая схема зачастую не работает. Клиент отправляет полувагоны из-под сырья порожними и заказывает порожние полувагоны для перевозки готовой продукции. При такой схеме железнодорожная станция вынуждена обслуживать в два раза больше вагонов при постоянном объеме выгрузки и погрузки. Это практически на 35% увеличивает непроизводительную загрузку станций и персонала, а также приводит к росту загрузки инфраструктуры, которая становится неспособной освоить перевозки самих грузов.

Создание технологии информационного обмена данными о свободных порожних вагонах, свободных заявках на перевозку позволит снизить в первый год работы такой системы нагрузку на инфраструктуру на 25-28%. Именно на эту величину можно будет увеличить объем приема грузов к перевозке без ограничений. А это в свою очередь позволит использовать инвестиции на других направлениях.