По мнению специалистов Института исследований проблем железнодорожного транспорта, важным вопросом, требующим рассмотрения на Международном транспортно-логистическом форуме "PRO//Движение.1520", который состоится в начале октября, является создание информационной системы обмена данными по свободным заявкам и свободным порожним вагонам.
Отказ от вагонов собственности ОАО "РЖД" привел к изменению технологии курсирования порожних вагонов. Собственники вагонов не видят общей базы заявок на перевозку грузов и поэтому направляют свои порожние вагоны под свои контракты. Такой подход привел к росту встречных пробегов порожних вагонов. С одной стороны, снижение порожних пробегов - это задача операторов подвижного состава, и ОАО "РЖД" не участвует в этом процессе. С другой стороны - встречные порожние пробеги серьезно снижают пропускные и провозные способности, а это уже влияет на качество оказываемой ОАО "РЖД" услуги. Распространенный в последнее время довод, что порожний вагон - это дополнительный доход для ОАО "РЖД", не учитывает факта роста нагрузки на инфраструктуру.
Сегодня железные дороги обеспечивают передвижение встречных порожних вагонопотоков, которые составляют 30% от общего объема. Эти объемы можно было бы использовать для продвижения груженных вагонопотоков.
Инвестиционные проекты по развитию учитывают лишь груженные вагонопотоки, и для них рассчитывается пропускная и провозная способности. Чего не делается для универсальных вагонов, которые могут перевозить различные номенклатуры грузов. Эти "универсалы" обеспечивают перевозку только одного груза и после его доставки на место возвращаются, отмахивая большие расстояния (более 4 тыс. километров) под погрузку в порожнем состоянии. А почему? Потому что оператор подвижного состава не заинтересован в силу различных факторов в доставке грузов, которые можно было бы перевезти в направлении попутного следования порожнего вагона. Такой подход не обеспечивает недискриминационный доступ грузовладельцев к инфраструктуре. Клиент, имея объемы груза и желание перевезти его по железной дороге, не в состоянии этого сделать ввиду нежелания оператора подвижного состава с ним взаимодействовать.
В дополнение к этому растет непроизводительная работа станций, где осуществляется погрузка-выгрузка.
Если при использовании вагонов ОАО "РЖД" клиент мог использовать освободившийся из-под выгрузки полувагон под свою погрузку, то при использовании вагонов других собственников такая схема зачастую не работает. Клиент отправляет полувагоны из-под сырья порожними и заказывает порожние полувагоны для перевозки готовой продукции. При такой схеме железнодорожная станция вынуждена обслуживать в два раза больше вагонов при постоянном объеме выгрузки и погрузки. Это практически на 35% увеличивает непроизводительную загрузку станций и персонала, а также приводит к росту загрузки инфраструктуры, которая становится неспособной освоить перевозки самих грузов.
Создание технологии информационного обмена данными о свободных порожних вагонах, свободных заявках на перевозку позволит снизить в первый год работы такой системы нагрузку на инфраструктуру на 25-28%. Именно на эту величину можно будет увеличить объем приема грузов к перевозке без ограничений. А это в свою очередь позволит использовать инвестиции на других направлениях.