Сегодня, когда крайне необходимо, чтобы каждый был не просто винтиком в механизме большой машины, а четко понимал, что и зачем он делает изо дня в день, на помощь приходят корпоративные университеты. Прикладная внутрикорпоративная система обучения помогает сотрудникам решать конкретные задачи в конкретных условиях, учит руководителей управлять не абстрактным коллективом, а именно теми людьми, с которыми он работает каждый день и чьи особенности и склонности видны и преподавателям, и ему самому. А также дает именно те теоретические знания, которые уж точно пригодятся в ежедневной работе.
Такой формат обучения лишен любого формализма как со стороны преподавателей, так и со стороны учеников. Каждая из сторон понимает, чему она учится или учит. Это понимают и сами руководители компаний, которые не жалеют вкладывать средства в развитие своего персонала. По данным исследования РБК, компании, имеющие корпоративные университеты, тратят на это от 0,11 до 3 процентов фонда оплаты труда (ФОТ). За скромными процентами кроются немалые суммы. И хотя не все готовы открыто говорить о конкретных цифрах, в год российские компании совокупно тратят на обучение своих сотрудников, по экспертным оценкам, несколько десятков миллиардов рублей, считая, что важнейшие инвестиции - это инвестиции в собственный персонал.
"Корпоративный университет оттачивает навыки, необходимые в конкретной компании, - говорит генеральный директор сети "Оптоклуб Ряды" Елена Стрельцова. - Здесь уделяется внимание конкретным инструментам, особенностям их применения в конкретных ситуациях. К примеру, выпускник программ MBA изучил большое количество управленческих инструментов, но как применить на практике эти знания, он представляет только в теории. Более глубокое понимание нужных инструментов можно получить только в корпоративном университете".
Кроме того, корпоративный университет выполняет еще одну важнейшую функцию - влияет на интересы сотрудников, тем самым сближая личные цели конкретного человека с глобальными целями компании. А, как известно, хорошо мотивированный сотрудник - это половина успеха любого дела. "Корпоративный университет должен удовлетворять как актуальным, так и регулярным нуждам бизнеса и решать две глобальные задачи, - считает управляющий директор Модульбанка Алена Валовая.
Первая задача - это функциональное обучение продуктам. Никто, кроме внутренних тренеров-продуктологов, не сможет это хорошо сделать. Вторая задача - рост и развитие лидеров малых групп. Например, приходит в компанию талантливый молодой человек, хорошо проявляет себя, становится лучшим сотрудником и в итоге ему дают в управление небольшую группу: 3-5-7 человек. Руководство рассчитывает, что с новой должностью он справится так же хорошо, как до этого справлялся со всеми обязанностями, которые ему поручали. Но проблема заключается в том, что даже самый лучший специалист совершенно не понимает, что делать с людьми из-за отсутствия соответствующей практики, опыта и знаний управления коллективом. На помощь как раз и приходит корпоративный университет, который призван сформировать необходимый костяк знаний и умений в этой сфере. Без этого поддерживать внутрикорпоративные ротации и растить молодых руководителей очень сложно. К тому же, как показывает практика, лучшие лидеры - это как раз те люди, которые "выросли" внутри компании, а не пришли "со стороны".
Корпоративный университет решает еще одну немаловажную задачу - задачу индивидуального обучения сотрудников. В любой компании всегда есть люди (и это совсем не обязательно топ-менеджмент), на которых руководство делает ставку и которые приносят максимальную пользу бизнесу. Вложения в их личный рост и развитие - это, по сути, инвестиции в развитии компании. Обычно таких людей посылают на различные курсы и обучающие программы, они учатся в школах бизнеса и получают дипломы МВА за счет компании. Но все это относится к теоретическим знаниям, которые могут и не подойти для решения конкретных задач в той или иной компании. Обучение в корпоративном университете лишено подобных недостатков.
"Как правило, в корпоративных университетах есть индивидуальное обучение, коучинговое, которое призвано максимально влиять на эффективность топовых или особо подающих надежду сотрудников, - поясняет Алена Валовая. - Это индивидуальные вещи, и они могут быть только внутри организации".
У корпоративных университетов есть еще одно отличие: все знания, которые сотрудник получает внутри компании, пропущены через призму корпоративной культуры, индивидуальных особенностей и задач, стоящих перед конкретной компанией. Такие знания всегда узкоспециализированы и заточены под конкретные цели, их нельзя скопировать и распространить на другую компанию. В этом есть как свои плюсы, так и минусы.
"У каждого образовательного проекта свои цели и задачи, поэтому не стоит выбирать только одно направление, - считает Елена Стрельцова. - Внешние курсы связаны со стандартными программами обучения, это фундамент знаний, который необходим профессионалу, чтобы работать в компаниях. Корпоративный университет не может полностью заменить образовательное учреждение. Это правило действует и в обратную сторону: никакие самые хорошие курсы повышения квалификации не заменят корпоративный университет. Идеальный вариант, когда происходит симбиоз этих направлений. Нужно и то и другое".
"Существует ряд задач, когда компетенции тренерские, и вообще знания и практики не могут быть получены внутри компании, - говорит Алена Валовая. - Прежде всего это связано с развитием новейших технологий и другими внешними сложными вещами. Поэтому, на мой взгляд, необходимо разумное соединение двух функций".