Даже в Вышеградской четверке Чехия давно выделяется специфической позицией по этой проблеме. И рядовые граждане страны, и их политики, какие бы партии они ни представляли, практически всегда солидарны в своем неприятии нашествию иностранцев.
Раньше это объясняли особенностями чешского менталитета. Теперь, после терактов в Париже, Брюсселе, Лондоне и в других городах Европы, "нетолерантная" Чехия еще больше укрепилась в решимости до конца держать оборону.
Натиск идет сильный. На всех без исключения саммитах ЕС и двусторонних встречах руководителей Чешской Республики с главами ведущих европейских стран поднимается этот вопрос. Прага решительно отказалась признать квоты на распределение мигрантов, навязанные всем членам ЕС в 2015 году. Выстояла, когда руководство Евросоюза пригрозило ей крупными денежными штрафами. Не повелась на слезливые аргументы типа "надо проявлять гуманизм и человеколюбие".
Надо, соглашаются ведущие чешские политики. Но лучше там, где проживают эти граждане. То есть Чехия не против того, чтобы оказывать разного рода помощь странам, оказавшимся в трудной экономической ситуации и в состоянии войны. Она против нежданных и нежелательных гостей. А нашествие подобной публики на Старый Свет продолжается. Просто тема уже перестала быть такой актуальной, как раньше, она приелась читателям, ей не уделяют прежнего внимания телеканалы и информагентства. Между тем лодки с беженцами по-прежнему пристают к итальянским берегам, а в греческих, хорватских и прочих лагерях ждут своей участи тысячи сирийцев, афганцев и ливийцев.
Такое впечатление, что евродепутаты и еврокомиссары давно смирились с тем, что эту проблему им не решить. Заклинания об укреплении границ Содружества и об ужесточении миграционной политики так и остаются словами. А красивая и не лишенная смысла идея - помогать проблемным странам с тем, чтобы там были покой и счастье, - выглядит в настоящее время совершенно утопической. Это прекрасно понимают и те, кто ее регулярно озвучивает.
Вспоминаю свое недавнее посещение лагеря беженцев в населенном пункте на границе Сербии и Хорватии. В иные дни только через него проходили десять-пятнадцать тысяч человек. Я не поленился провести свой маленький мониторинг: чего хотят эти люди, куда держат курс? Почти все отвечали одинаково: "Бежим от войны. А жить хотели бы в Германии, где беженцам дают жилье и пособия".
В глаза сразу бросаются здоровые молодые парни с дорогими мобильниками и вполне прилично одетые - они совсем не похожи на людей, лишенных крова. Смотрят настороженно, на вопросы отвечают неохотно.
Полиция обязана каждого "гостя" опросить и зарегистрировать. Но сами стражи порядка признают, что нет никакой возможности проверить подлинность озвученных им историй, выяснить, кто является реальным беженцем, а кто любителем немецкой халявы.
Но вернемся к чехам и их позиции. Сколько я ни путешествую по миру, а редко где еще встречался с такими драконовскими иммиграционными законами, как здесь. В отличие от соседней Германии тут практически нет выходцев из исламских стран. Если ты даже купишь замок за сто миллионов евро, то все равно это не даст тебе никаких прав на предоставление долговременной визы. Лиц, получивших политическое убежище, можно пересчитать на пальцах. Здесь таксисты, официанты, мусорщики и представители других малопрестижных профессий, за редким исключением, граждане коренной национальности.
Вполне себе миролюбивые и покладистые чехи становятся непримиримыми и даже агрессивными, когда речь заходит о неприятных или неудобных гостях. Эмоции, случается, перехлестывают через край. Вот последний пример: глава правительства Андрей Бабиш в интервью местной газете Pravo заявил, что его страна не последует примеру британцев и не примет пятьдесят детей-сирот из Сирии, которые сейчас мыкаются в лагерях на территории Греции. Затем, в другом интервью, он пояснил: "Сделать из этих детей чехов - проблематично".
Это вызвало протесты со стороны оппозиционных политиков, но вряд ли премьер изменит свое отношение даже под давлением парламентских фракций или прессы. Он знает: общественное мнение на его стороне. Результаты опросов населения показывают стабильное неприятие чехами иностранцев - почти 70 процентов граждан считают именно их виновниками всех проблем. Недавно на Андрея Бабиша пыталась надавить канцлер ФРГ Ангела Меркель в ходе официального визита чешского премьера в Берлин. Но в итоге стороны в этом вопросе остались каждая при своем мнении.
Чешские официальные лица не раз заявляли о необходимости закрыть границы Шенгена, в противном случае они готовы вернуться к пограничному режиму на своих рубежах. Кстати, в этом их поддерживают и другие государства Вышеградской четверки. Именно под их натиском Евросоюз недавно отменил обязательные квоты на распределение мигрантов, вернувшись к добровольному принципу. "Вышеградская четверка оставалась сплоченной и выстояла в этом тяжелом бою. Мы добились своего", - с удовлетворением прокомментировал это Бабиш. Такой же подход к мигрантам разделяет и чешский президент Милош Земан. В недавно сформированном правительстве он наотрез отказался утверждать на посту министра иностранных дел представителя социал-демократов евродепутата Мирослава Похе. Как говорят, из-за того, что тот слишком либерально настроен по отношению к выходцам из проблемных регионов. А посему эту важную должность в правительстве по совместительству вот уже несколько месяцев занимает министр внутренних дел Ян Гамачек.
Что же касается украинцев, то действительно, правительство пошло на то, чтобы значительно увеличить квоту по удовлетворению заявок от граждан этой страны, желающих работать в Чехии. Сейчас она составляет двадцать тысяч человек. Но чехи решились на это исключительно из меркантильных соображений, желая таким образом решить проблему острой нехватки трудовых ресурсов.
Как говорится, ничего личного - только бизнес.