27.09.2018 10:03
    Поделиться

    Почему в ДФО слабо развит клининговый бизнес

    Объем рынка профессиональной уборки в России составляет 450 миллиардов рублей. Лидерами считаются Москва, Санкт-Петербург, Екатеринбург и Татарстан. Дальневосточный регион уступает в рейтинге Краснодарскому краю, Поволжью, Северному Уралу и Калининградской области.

    Эти данные озвучил вице-президент Союза клининговых компаний России Тарас Дударь на первом Дальневосточном клининговом форуме. По его словам, дело не в количестве компаний, оказывающих услуги по уборке помещений, а в соотношении предложения и спроса, требовательности к качеству уборки и владении технологиями. Вот с последними в ДФО беда.

    - Я в бизнесе не первое десятилетие, и на семинарах в столице  не помню дальневосточников. Или они не хотят учиться, или дорого приехать… Знаю, вы используете орудия труда и химикаты для клининга, произведенные в АТР. И правильно, и хорошо, и понятно - почему. Но новые технологии для профессиональной уборки идут (пока, по крайней мере) исключительно из европейской части мира. Да, Китай - крупнейший производитель инвентаря для клининга, но он не поставляет технологии, - говорит Тарас Дударь.

    Факт слабого владения дальневосточниками современными технологиями уборки подтверждает замдиректора находкинской компании Карина Лавренко. По ее словам, до знакомства с новым инвентарем и правилами его применения на одну операцию у клинеров компании уходило два часа. Овладев технологиями, они справлялись уже за 30 минут.

    - Заказчики зачастую не понимают, что профессионалы могут проводить уборку быстрее, качественнее и даже реже, что в итоге дешевле, чем бабушка Маша за один МРОТ в месяц, - рассказывает Тарас Дударь.
    Бизнес на чистоте (или, точнее, грязи) - шикарная возможность проявить себя для стартаперов ДФО, не знающих к чему приложить свои силы. Однако не все так просто. С 2014 года этот бизнес находится в рецессии, а последние три года работает по демпинговым ценам. Причины - в росте курса валют, увеличившихся расходах на технику, оборудование, невысоком спросе на качество.

    Есть другая точка зрения. В последние годы этот вид предпринимательства стал стремительно уходить в "тень". Как считает исполнительный директор Национальной ассоциации фасилити-операторов Юрий Богданов, компании начали конкурировать не столько технологиями и профессиональными преимуществами, сколько низкой ценой, а фактически соревнуются в оптимизации налогов. Недаром Федеральная налоговая служба в своей готовности вывести на чистую воду разные отрасли первой назвала клининговую и дала компаниям срок привести свои дела в порядок - до 1 января 2019 года.

    - На этом фоне все заметней тенденция ухода от договоров со специализированными фирмами и возврат к организации собственных служб уборки, - говорит Тарас Дударь.

    Так, например, поступил ме­недж­­мент Приморского океанариума, отказавшийся в текущем году от услуг клининговой компании и решивший создать собственную службу. По словам главы эксплуатационно-технической службы океанариума Сергея Логинова, работа сторонней организации стала обходиться очень дорого. Здесь полагают, что поддерживать чистоту в специфических помещениях смогут меньшим количеством уборщиков, чем это делала сторонняя фирма.

    А вот сосед океанариума по острову Русский - Дальневосточный федеральный университет - продолжает пользоваться услугами московской клининговой компании, приморский персонал которой обучен высоким стандартам поддержания чистоты.

    Кстати

    В России нет ни одного среднего профтехучилища, где можно было бы получить специальность уборщика или клинера. Между тем эти люди должны иметь представление о химии, материаловедении, экологии, технике безопасности и прочем. В то же время в будущем году в одном из российских вузов состоится первый выпуск специалистов с высшим образованием по производственному сервису для клининговых предприятий, компаний химчистки и стирки.

    Поделиться