Алексей родился и вырос в селе Ингалы Большереченского района. Свой первый проект защитил, еще когда ходил в детский сад. Вместе с воспитателями дети высаживали цветы на солнечной и теневой стороне, а потом наблюдали за их ростом.
- Сын тогда сделал свои первые открытия. Все наблюдения старательно записывал в тетрадку. Потом оформил проект, который назывался очень серьезно: "Влияние солнечной активности на рост растений". Даже макет смастерил. Немного волновался на защите. И был безумно счастлив, получив диплом победителя в районном конкурсе, - вспоминает мама Ольга Бункевич.
Талантливого школьника стали приглашать сначала на районные, а потом на региональные и всероссийские олимпиады. Откуда он, как правило, возвращался не с пустыми руками. В старших классах Алексей решил сделать работу, посвященную развитию родного села, и занимался ею два года.
В советское время Ингалы было большим селом - полтора десятка улиц с говорящими названиями Маслозаводская, Почтовая, Школьная... Работала животноводческая ферма, а молочная фабрика выпускала даже мороженое. Кирпичный завод, больница, клуб, библиотека. Работы хватало всем. Но потом предприятия закрылись, люди остались не у дел. Село стало пустеть. Только школа продолжала работать, несмотря на то, что учеников с каждым годом становилось все меньше.
- Взрослые постоянно говорили о том, что село умирает, сопоставляя прошлое и настоящее. У них уже сложился стереотип, что при первой же возможности надо отсюда уезжать, - отмечает Алексей. - Мне сравнивать было не с чем, и я решил выяснить, правда ли, все настолько бесперспективно.
Первые же исследования показали, что найти нормальную работу в Ингалах вполне возможно. Школьник выяснил, что селу требуются минимум пятнадцать специалистов - агрономов, трактористов, операторов машинного доения, медсестер, врачей, учителей. Общаясь с руководителями предприятий, района, старшеклассник выяснил, что молодые специалисты в селе могут рассчитывать на государственную поддержку. Это и стало стержневой идеей проекта - вернуть молодежь после обучения в родное село.
- Врачи с дипломом, например, получают сразу миллион рублей подъемных. Льготы есть и для всех других категорий, - поясняет Алексей Бункевич. - Но удивительное дело - когда я начал рассказывать об этом одноклассникам, оказалось, что они ничего не знают. И это притом, что мы здесь живем. Пришлось организовать экскурсии школьников на местные предприятия. А власти района пообещали, что помогут с жильем. Ведь благодаря госпрограммам в Ингалах уже построен десяток домов для молодых специалистов. Мне кажется, очень важно, чтобы ребята, отправляясь на учебу в институт или техникум, знали, каких специалистов ждут в родной деревне. Возможно, кто-то потом захочет сюда вернуться. Но в любом случае у них будет выбор.
Алексей считает, что сегодня и в глубинке жить довольно комфортно. Магазины, аптеки, медицинская помощь, детский сад - все под боком. В прошлом году после пожара отстроили клуб, который теперь называют концертным залом. Интернетом селян уже не удивишь. Поэтому есть условия развивать предпринимательство, которое государство тоже неплохо поддерживает. Было бы желание.
К тому же у деревни перед городом есть свои преимущества. Например, чистый воздух, свежие продукты. И особая атмосфера, когда все друг друга знают, здороваются при встрече, могут остановиться у калитки поговорить или просто заглянуть в гости. В городе, где все разобщены, для такого тесного общения условий нет.
- Об итогах моего проекта пока говорить рано, - считает Бункевич. - Выводы будем делать, когда одноклассники закончат учебу. Если они вернутся в деревню, значит, диплом мне вручили не зря. Возможно, и я составлю им компанию.
Стоит сказать, что Алексей - далеко не единственный успешный ученик в Ингале. В последние годы победам в олимпиадах разного уровня здесь никто не удивляется. А ингалинская средняя школа стала победителем международного конкурса "Лучшая образовательная организация. Лидеры будущего - 2017".
- Наша практика показывает, что все дети талантливы. Важно рассмотреть в каждом ребенке его сильную сторону и помочь развитию, - считает директор школы Андрей Цвецих (тоже, кстати, уроженец Ингалы). - При таком подходе образование в сельской школе может быть не хуже, чем в самой продвинутой городской гимназии. Конечно, я бы хотел, чтобы выпускники возвращались в село, и такая тенденция уже есть. Медсестрой работает наша бывшая ученица Наташа Горюнова, энергетиком - Костя Лебедкин. После армии повзрослевшие мальчишки идут в механизаторы и комбайнеры. Большинство учителей Ингалинской школы - тоже наши выпускники.
Кстати
Десятиклассник омского лицея №149 Григорий Герасимов стал участником энергетической проектной смены во Всероссийском детском центре "Орленок". Команда школьников разработала цифровой двойник потребителя.
- Мы создали модель, которая способна прогнозировать потребление электроэнергии в зависимости от географического расположения объекта, времени года и суток, - пояснил Григорий. - Она поможет жильцам экономить на оплате "коммуналки".
Теперь юные инженеры отправятся в Москву на Всероссийский конкурс инновационных проектов "Энергопрорыв - 2018". Оценивать их работу будут эксперты фонда "Сколково".
Двенадцатилетний барнаульский школьник с диагнозом ДЦП Михаил Лисовой не только учится в шестом классе обычной школы, но и сам периодически выступает в роли преподавателя. Алтайский институт повышения квалификации работников образования привлекает талантливых ребят, таких как Миша, для проведения мастер-классов для учителей, а также для создания учебников, интерактивных обучающих пособий, объектов дополненной реальности. Для преподавателей Лисовой - эксперт сразу в двух областях: в работе с одаренными учениками и детьми-инвалидами.
- Очень понравилось читать лекции учителям. Приятно иметь дело с понятливой и просвещенной аудиторией. Я рассказывал преподавателям, как можно использовать конструктор лего в обучении детей, в том числе с ограничениями по здоровью, - делится впечатлениями Михаил Лисовой.
У Михаила есть и собственные запатентованные изобретения. Для своих работ он выбирает темы, которые помогут людям с ограниченными возможностями адаптироваться в обществе. Например, он сконструировал устройство для чтения книг и работы на компьютере в движущемся транспорте.
Подготовила Татьяна Кузнецова