27.09.2018 09:32
    Поделиться

    Прокуроры обнаружили массу нарушений при ремонте омских дорог

    Прокуроры обнаружили массу нарушений, допущенных при ремонте омских дорог
    За последние два года сибирские регионы получили беспрецедентно крупный объем средств федерального бюджета на дорожный ремонт по программе "Безопасные и качественные автомобильные дороги". Однако эксперты утверждают, что качество проведенных работ не отвечает требованиям. В числе причин - несовершенная система тендеров. Торги выигрывают подрядчики, заявляющие минимальную стоимость контрактов, и такая экономия нередко оборачивается проблемами для заказчика.

    В Омске до 1 сентября этого года планировали привести в порядок 37 дорог, однако восемь до сих пор не отремонтировано. В начале лета строители взялись за них активно - срезали старый асфальт, где-то уложили первый слой покрытия, а где-то нет. На этом работы остановились. Подрядчики обещают завершить их к концу октября, ссылаясь на технические проблемы. Однако сроки уже нарушены, поэтому штрафов не избежать.

    - Конечно, современная система торгов позволяет нам экономить государственные средства, - пояснил корреспонденту "РГ" начальник управления дорожного комплекса министерства строительства и ЖКК Омской области Александр Христолюбов. - В нынешнем году, например, нам удалось высвободить около 279 миллионов рублей. Эти деньги мы направим на два десятка дополнительных объектов. С подрядчиками, неспособными выполнить работы в полном объеме, будем разбираться отдельно. Но вопросы к законодательству есть, и на региональном уровне мы их решить не в состоянии.

    По словам специалистов, многие строительные компании, при участии в тендерах значительно снижающие цены, рассчитывают, что им помогут кредиты, и предварительно договариваются с банками. Однако когда конкурс выигран, кредитные организации зачастую начинают менять оговоренные условия, увеличивать процентную ставку или вовсе отказывают в финансовой поддержке без объяснения причин. И это тоже проблема, которую нужно решать законодательно.

    Между тем дорожным строителям, зажатым в бюджетные тиски, приходится выкручиваться. На днях на заседании межведомственной комиссии в региональном правительстве финансисты в очередной раз подняли вопрос об уплате налогов и страховых взносов организациями, занятыми в ремонте и реконструкции дорог. Подняв официальную отчетность, они обнаружили, что зарплата рабочих в данной сфере не превышает шести тысяч рублей в месяц. Очевидно, что остальное они получают в конвертах, решили чиновники и уже готовят черные списки, куда внесут сомнительных работодателей, которых в перспективе постараются не допускать к дорожному ремонту. На сегодняшний день завершены проверки в отношении пяти компаний, которым придется доплатить в бюджет 37,9 миллиона рублей.

    Помимо господдержки по программе "Безопасные и качественные автомобильные дороги", Омская область в ближайшие шесть лет получит дополнительное федеральное финансирование в размере 18,5 миллиарда рублей. Это, наконец, даст возможность всерьез заняться сельскими дорогами, большинство которых находится в плачевном состоянии. Поэтому важно, чтобы государственные деньги были потрачены максимально эффективно.

    С начала года прокуратура Омской области выявила более тысячи нарушений в дорожно-транспортной сфере. Подрядчики экономят на всем, сплошь и рядом "забывают" о гарантийном обслуживании, содержании отремонтированных магистралей, обязательной ежегодной оценке их технического состояния, паспортизации. К текущему ремонту у специалистов тоже есть вопросы. Поэтому власти решили подключить к дорожному аудиту общественных контролеров и ученых.

    - Нам впервые предложили поучаствовать в контроле, и это, конечно же, правильное решение, - уверен доцент кафедры строительства и эксплуатации дорог Сибирского государственного автомобильно-дорожного университета (СибАДИ) Александр Лыткин. - Во-первых, потому что заниматься этим должны специалисты, располагающие необходимой, в том числе передвижной, техникой. У нас она есть. Во-вторых, грамотная экспертиза - тоже залог экономного дорожного ремонта без ущерба качеству. Научные эксперты, изучив состояние проезжей части, грунта, транспортной нагрузки на полотно, интенсивность движения, подскажут объективность ресайклинга, термопрофилирования. Иногда выясняется, что где-то вместо трехслойной подушки достаточно положить один слой асфальта, а где-то следует применить инновационный метод.

    В этом году такую технологию использовали при восстановлении аварийного участка дороги в Полтавском районе. На 133-м километре грунтовые воды полностью размыли 600 метров трассы. Район остался без транспортного сообщения, и властям пришлось объявить чрезвычайное положение. К району бедствия ринулись большегрузы с щебнем. Однако вода оказалась сильнее, и укрепленный грунт вновь стало размывать. Пришлось привлечь ученых, которые предложили укрепить полотно, использовав гидроизоляционный материал ризолин. Технология, которую применили впервые, себя оправдала - дорогу восстановили. Внедрять ли ее в практику, специалисты решат через год, когда дорога пройдет испытание новым паводком.

    Кстати

    Строители завершают работы на Русско-Полянском тракте, не знавшем ремонта уже более двадцати лет и изношенном на 95 процентов. Это одна из самых востребованных у водителей автодорог - именно по ней можно добраться из Омска до Казахстана. Сейчас здесь уже обновили 60 километров "дорожной одежды". Строители не только реконструировали проезжую часть, но и установили две сотни знаков и десяток современных светофоров, работающих на солнечных батареях. По словам главного инженера компании-подрядчика Антона Глебова, реконструированной трассе ремонт не потребуется минимум семь лет.

    Поделиться