В Омске до 1 сентября этого года планировали привести в порядок 37 дорог, однако восемь до сих пор не отремонтировано. В начале лета строители взялись за них активно - срезали старый асфальт, где-то уложили первый слой покрытия, а где-то нет. На этом работы остановились. Подрядчики обещают завершить их к концу октября, ссылаясь на технические проблемы. Однако сроки уже нарушены, поэтому штрафов не избежать.
- Конечно, современная система торгов позволяет нам экономить государственные средства, - пояснил корреспонденту "РГ" начальник управления дорожного комплекса министерства строительства и ЖКК Омской области Александр Христолюбов. - В нынешнем году, например, нам удалось высвободить около 279 миллионов рублей. Эти деньги мы направим на два десятка дополнительных объектов. С подрядчиками, неспособными выполнить работы в полном объеме, будем разбираться отдельно. Но вопросы к законодательству есть, и на региональном уровне мы их решить не в состоянии.
По словам специалистов, многие строительные компании, при участии в тендерах значительно снижающие цены, рассчитывают, что им помогут кредиты, и предварительно договариваются с банками. Однако когда конкурс выигран, кредитные организации зачастую начинают менять оговоренные условия, увеличивать процентную ставку или вовсе отказывают в финансовой поддержке без объяснения причин. И это тоже проблема, которую нужно решать законодательно.
Между тем дорожным строителям, зажатым в бюджетные тиски, приходится выкручиваться. На днях на заседании межведомственной комиссии в региональном правительстве финансисты в очередной раз подняли вопрос об уплате налогов и страховых взносов организациями, занятыми в ремонте и реконструкции дорог. Подняв официальную отчетность, они обнаружили, что зарплата рабочих в данной сфере не превышает шести тысяч рублей в месяц. Очевидно, что остальное они получают в конвертах, решили чиновники и уже готовят черные списки, куда внесут сомнительных работодателей, которых в перспективе постараются не допускать к дорожному ремонту. На сегодняшний день завершены проверки в отношении пяти компаний, которым придется доплатить в бюджет 37,9 миллиона рублей.
Помимо господдержки по программе "Безопасные и качественные автомобильные дороги", Омская область в ближайшие шесть лет получит дополнительное федеральное финансирование в размере 18,5 миллиарда рублей. Это, наконец, даст возможность всерьез заняться сельскими дорогами, большинство которых находится в плачевном состоянии. Поэтому важно, чтобы государственные деньги были потрачены максимально эффективно.
С начала года прокуратура Омской области выявила более тысячи нарушений в дорожно-транспортной сфере. Подрядчики экономят на всем, сплошь и рядом "забывают" о гарантийном обслуживании, содержании отремонтированных магистралей, обязательной ежегодной оценке их технического состояния, паспортизации. К текущему ремонту у специалистов тоже есть вопросы. Поэтому власти решили подключить к дорожному аудиту общественных контролеров и ученых.
- Нам впервые предложили поучаствовать в контроле, и это, конечно же, правильное решение, - уверен доцент кафедры строительства и эксплуатации дорог Сибирского государственного автомобильно-дорожного университета (СибАДИ) Александр Лыткин. - Во-первых, потому что заниматься этим должны специалисты, располагающие необходимой, в том числе передвижной, техникой. У нас она есть. Во-вторых, грамотная экспертиза - тоже залог экономного дорожного ремонта без ущерба качеству. Научные эксперты, изучив состояние проезжей части, грунта, транспортной нагрузки на полотно, интенсивность движения, подскажут объективность ресайклинга, термопрофилирования. Иногда выясняется, что где-то вместо трехслойной подушки достаточно положить один слой асфальта, а где-то следует применить инновационный метод.
В этом году такую технологию использовали при восстановлении аварийного участка дороги в Полтавском районе. На 133-м километре грунтовые воды полностью размыли 600 метров трассы. Район остался без транспортного сообщения, и властям пришлось объявить чрезвычайное положение. К району бедствия ринулись большегрузы с щебнем. Однако вода оказалась сильнее, и укрепленный грунт вновь стало размывать. Пришлось привлечь ученых, которые предложили укрепить полотно, использовав гидроизоляционный материал ризолин. Технология, которую применили впервые, себя оправдала - дорогу восстановили. Внедрять ли ее в практику, специалисты решат через год, когда дорога пройдет испытание новым паводком.
Кстати
Строители завершают работы на Русско-Полянском тракте, не знавшем ремонта уже более двадцати лет и изношенном на 95 процентов. Это одна из самых востребованных у водителей автодорог - именно по ней можно добраться из Омска до Казахстана. Сейчас здесь уже обновили 60 километров "дорожной одежды". Строители не только реконструировали проезжую часть, но и установили две сотни знаков и десяток современных светофоров, работающих на солнечных батареях. По словам главного инженера компании-подрядчика Антона Глебова, реконструированной трассе ремонт не потребуется минимум семь лет.