В Новосибирске оценили программу развития транспортной инфраструктуры

Общественный транспорт должен стать более привлекательным для новосибирцев, что позволит снизить количество автомобилей на улицах города. Такова одна из основных целей программы комплексного развития транспортной инфраструктуры, которую приняли накануне депутаты горсовета. Реализация масштабного проекта рассчитана до 2030 года, и он представляет собой стратегию совершенствования транспортных сетей - от ремонта периферийных дорог до строительства крупных развязок и новых станций метро.

Обсуждение программы с привлечением общественников и экспертных организаций продолжалось более года, и ее итогом стали 95 предложений и замечаний. Их тщательно рассмотрели в Совете депутатов города Новосибирска и в управлении дорожного строительства мэрии - для этого была создана совместная рабочая группа. Из общего числа предложенных поправок сорок приняли безоговорочно, еще почти столько же внесли в смежные документы, так или иначе связанные с развитием дорожной сети. Впрочем, при рассмотрении итогового документа на комиссии Совета депутатов города Новосибирска по городскому хозяйству отмечалось, что корректировки будут вноситься и после принятия программы к исполнению.

По словам председателя комиссии Игоря Кудина, программа предполагает очень серьезные вложения - 137,4 миллиарда рублей, это средства бюджетов всех уровней и частных инвесторов. Для привлечения последних планируется задействовать механизмы государственно-частного партнерства, использовать концессионные соглашения.

- Пока очень сложно прогнозировать, в каком объеме будет выполнена программа, все зависит от экономической ситуации в стране и заинтересованности инвесторов, - подчеркнул Игорь Кудин. - Учитывая масштаб программы, неудивительно, что до сих пор остаются вопросы и у депутатов, и у общественников, а также поступают предложения о внесении изменений. Изменения будут: понятно, что два года назад мы не могли знать о строительстве ледового дворца спорта в Кировском районе или о проекте "Академгородок 2.0". Программа рассчитана на двенадцать лет, и предусмотреть все заранее невозможно. Это своего рода доктрина, долгосрочная стратегия развития.

Разработчики программы предложили три сценария развития транспортной инфраструктуры Новосибирска. Инерционная модель предполагает оставить ежегодные затраты фактически без изменений, ориентируясь лишь на самое необходимое. Самый оптимистический вариант едва ли возможен, так как требует очень больших вложений и предполагает, например, строительство ветки метро с четырьмя станциями в направлении микрорайонов Родники и Снегири. Эксперты остановились на инновационно-активном сценарии.

Он предполагает строительство не только уже запланированных станций метро "Спортивная" и "Гусинобродская", но и продолжение Ленинской линии - до площади Станиславского и далее, до улицы Пермской. Планируется увеличить число наземных пассажирских маршрутов, выделить линии для общественного транспорта на основных автомагистралях. Главная цель - увеличить привлекательность общественного транспорта для пассажиров.

- Для мегаполиса развитие метрополитена и наземного общественного транспорта должно быть приоритетным, иначе рано или поздно Новосибирск встанет в гигантских пробках, - уверен заместитель председателя комиссии горсовета по городскому хозяйству Игорь Титаренко. - Но необходимо тщательно проработать маршрутную сеть и логистику: нужно понимать, что автобусы, троллейбусы и трамваи должны минимально дублировать друг друга, только тогда они будут по-настоящему полезны горожанам и выгодны и муниципалитету, и перевозчикам. В общую систему необходимо вписать и проект городской электрички, которая соединит главные дорожные артерии города с удаленными микрорайонами и поселками.

Прямая речь

Евгений Лебедев, член комиссий по городскому хозяйству и по бюджету и налоговой политике Совета депутатов города Новосибирска:

- Те изменения, которые были внесены в программу по итогам общественных обсуждений, еще предстоит детально изучить. Но уже бросилось в глаза, что сроки выполнения ряда очень важных мероприятий перенесены на 2020-е годы. Понятно, что в первую очередь будут выполнены работы, связанные, например, с развитием Академгородка или строительством ледового дворца спорта - в связи с проведением молодежного чемпионата мира по хоккею мы не можем затягивать с соответствующей инфраструктурой. Но это не значит, что все остальное нужно отодвигать на второй и даже третий план. Через два года заканчиваются полномочия этого созыва Совета депутатов Новосибирска, и не хотелось бы перекладывать ответственность на плечи нового депутатского корпуса. Думаю, надо найти возможность и сделать все запланированное в ближайшее время и по максимуму.