27.09.2018 14:12
    Поделиться

    Экологам из Европы показали плавучий энергоблок "Академик Ломоносов"

    На плавучий атомный энергоблок "Академик Ломоносов" впервые допустили экологов из Европы
    Два знаковых события случились в один день на Кольском полуострове. И оба демонстрируют открытость российской атомной отрасли в реализации новых проектов и преодолении старых проблем, оставшихся еще со времен СССР.

    На судоремонтном заводе "Нерпа", что находится в Снежногорске, недалеко от Мурманска, открыто, с участием экологов и независимых экспертов из России и Норвегии предъявили результаты первого этапа утилизации плавтехбазы "Лепсе" - одного из самых опасных объектов с облученным ядерным топливом.
    Восемнадцать лет, с 1963 по 1981 годы, ПТБ "Лепсе" обеспечивала перезарядку реакторов первых атомных ледоколов - "Ленин", "Арктика", "Сибирь". Потом использовалась для хранения облученного ядерного топлива и радиоактивных отходов. В 1988-м ее вывели из эксплуатации.

    Много лет судьба "Лепсе" была неопределенной - из-за сложностей и дороговизны предлагаемых решений по ее разгрузке и утилизации. А сам объект оставался в черте Мурманска, вызывая законное беспокойство не только самих мурманчан, но и наших соседей в Норвегии - в частности, экологического объединения "Беллона". Во многом их стараниями, при конструктивном взаимодействии с "Росатомом" и властями Мурманской области, дело сдвинулось.

    Сначала появился специальный проект Европейского банка реконструкции и развития по обеспечению ядерной и радиационной безопасности на северо-западе России, куда включили "Лепсе". А сейчас, уже в плановом порядке, работы идут в рамках федеральной целевой программы "Обеспечение ядерной и радиационной безопасности на 2016-2020 годы и на период до 2030 года". Оператором этой и такой же предыдущей программы, напомню, определен "Росатом".

    Событие, которое случилось в Снежногорске за сутки до отмечаемого 28 сентября Дня работника атомной промышленности, в протокольных мероприятиях именуется так: "Открытие производства по выгрузке ОЯТ из хранилища ПТБ "Лепсе". В переводе с казенно-технического это означает, что судоремонтники заполярной "Нерпы" демонтировали корпус плавбазы, и годный метал отправили в переплавку. А из того, что было хранилищем облученного топлива, и где ОЯТ остается по сей день, сформирована так называемая блок-упаковка. Где нужно, усилена ее биологическая защита. При этом габариты блок-упаковки таковы, что ее можно штатным образом переместить в специально построенное защитное укрытие для манипуляций по выгрузке облученного топлива - самой главной операции, ради которой потребовалась столь долгая подготовительная работа.

    В один из двух реакторов ядерное топливо уже загружено, на другом ведутся подготовительные процедуры

    Как рассказал журналистам руководитель проекта Сергей Нохрин, плановая выгрузка должна начаться уже в декабре. К началу апреля 2019-го планируется извлечь первую партию, а всего их шесть. На каждую заложено от полутора до двух месяцев. Но по ходу дела сроки, возможно, будут пересмотрены.
    Работа опасная, дал понять Нохрин. И важно выполнить ее максимально ответственно, чтобы не случилось ЧП и никто из людей не пострадал.

    Такой подход разделяют и в объединении "Беллона". Экологов из Норвегии в очередной раз пригласили в Мурманск, оформили допуск на режимную территорию СРЗ "Нерпа" и позволили не только самим увидеть-пощупать практический результат многолетней работы, но и задать прямо на месте те вопросы, которые еще остались или возникли уже в новых обстоятельствах.

    В тот же день генеральный менеджер международной экологической организации Bellona Foundation Нильс Бемер (Nils Bohmer) с командой своих соратников был допущен на борт плавучего атомного энергоблока "Академик Ломоносов". Тем самым "Росатом" сдержал обещание, которое было дано экологам в мае 2018 года, когда "Академик Ломоносов" в сопровождении судов обеспечения проходил вдоль северного фасада Европы - мимо фьордов и прибрежных островов Норвегии. Тогда активистам "Беллоны" было разрешено подойти на своих плавсредствах и рассмотреть энергоблок вблизи. Но - только снаружи. Внутрь при всем желании попасть было нельзя: для обеспечения безопасности такой транспортировки все входы-выходы были наглухо закрыты (и даже заварены), а сам объект буксировался как необитаемый.

    Специально для тех, кто эти события мог пропустить, напомню: в начале нынешней навигации ПЭБ был переведен с Балтийского завода в Петербурге на базу "Атомфлота" в Мурманск для загрузки ядерного топлива и завершения комплексных испытаний, чтобы летом 2019 года (так в планах) отправиться к месту постоянной приписки - в порт Певек на Чукотке. Там, уже в составе первой в мире плавучей атомной теплоэлектростанции (ПАТЭС) "Академик Ломоносов", два реактора ледокольного типа КЛТ-40 будут призваны доказать востребованность и конкурентоспособность подобных решений в исполнении российских конструкторов, проектировщиков, строителей и уже сформированной для первой ПАТЭС команды эксплуатационников.

    Оказавшись внутри "Академика Ломоносова", гости из Норвегии получили подтверждение, что в один из двух реакторов ПЭБ ядерное топливо уже загружено и сейчас ведутся подготовительные процедуры к такой же операции на втором. А затем, побывав в машинном отделении, на центральном пульте управления, в каютах, на мостике и вертолетной палубе, смогли увидеть, как это уже работает, и понять, как должно функционировать в составе действующей станции в Певеке.

    Прямая речь

    В эксклюзивном интервью "РГ" своими впечатлениями поделился генеральный менеджер международной экологической организации Bellona Foundation Нильс Бемер (Nils Bohmer):

    - Это действительно наш первый визит на борт плавучего энергоблока. И такую возможность, предоставленную "Росатомом", мы, безусловно, ценим. Когда объект новый, а тем более еще не введенный в эксплуатацию, он всегда производит хорошее впечатление. Но нас волнует, что будет потом. Мы не сомневаемся, даже убеждены, что в проект ПАТЭС заложены передовые технические решения российских специалистов. Но как часто все упирается в "человеческий фактор" на стадии эксплуатации или в период каких-то испытаний! Надо ли говорить, что это и в мире главная причина тяжелых аварий. 

    Сейчас, как нам сообщили, ядерное топливо еще не до конца загружено, а это важный момент. Еще более ответственное дело - физпуск реактора. Следующий повод для беспокойства - процесс буксировки из Мурманска в Певек, ведь реакторы уже будут с топливом, действующие. Третье, на что мы обращаем внимание, - ситуация на месте будущей работы плавучей электростанции. Это возможные риски из-за неготовности инфраструктуры, в том числе и к ликвидации каких-либо чрезвычайных ситуаций, связанных с ядерной и радиационной безопасностью.

    Вопросы, конечно, остаются. Но есть и оптимизм. Во многом он обеспечен той политикой прозрачности, которую демонстрирует "Росатом".

    Поделиться