Семейные пары в Киргизии научат обращаться с приемными детьми

За помощью в организации обучения семейных пар обращению с приемными детьми министерство социального развития КР обратилось к международным экспертам. Они, используя накопленный другими странами опыт, постараются выработать для Киргизии собственную модель фостерной семьи. Специалисты уже прибыли в Бишкек и ознакомились с действующим законодательством по защите прав детей, а также пообщались с приемными родителями.

К каждому свой подход

Четыре года назад в республике стали активно поднимать тему оптимизации детских домов и интернатов и тогда же заговорили о создании института приемной (фостерной) семьи. Начиная с 2014 года, 47 семейных пар прошли специальное обучение тому, как правильно обращаться с приемными детьми, но лишь 10 смогли взять их на воспитание.

Тогда средства на организацию подобных школ "материнства" выделили международные организации. Правительство страны на поддержку приемных родителей ежегодно закладывает в бюджет 2,6 миллиона сомов. В общей сложности на содержание каждого ребенка в фостерной семье тратится из бюджета шесть тысяч сомов в месяц. Кроме того, за счет государства покрываются затраты на приобретение одежды, обуви, школьных принадлежностей.

- К каждому приемному ребенку должен быть свой подход, - считает фостерная мама Айнагуль Чалгынбаева. - Родителям, прежде всего, надо быть готовым к тому, что проблем будет много, и понимать, что забота о маленьком приемыше - это большая ответственность. Представьте, что в вашем доме появился ребенок, который за свою короткую жизнь уже натерпелся боли и обид. Он боится всего, никому не доверяет, часто плачет. Это выдержать сложно, я по себе знаю.

Справиться с трудностями Айнагуль помогло педагогическое образование. Она долгое время работала воспитателем в детском саду. В 2016 году они с мужем Узаком взяли на воспитание десятилетнего мальчика по имени Бекберди. Родной сын Айнагуль Кудайберди на удивление быстро подружился с новоиспеченным братом, и сейчас их водой не разлольешь.

На этом семейство не остановилось. Айнагуль все время хотела иметь дочь и когда узнала, что в одном из детдомов есть пятилетняя Фатима, мать которой лишили родительских прав, забрала ее к себе. Еще год спустя порог перешагнул трехлетний Бактияр. В общей сложности семья воспитала семерых приемных детей. Некоторые вернулись к родным, а кто-то еще живет со своей эже - так уважительно дети называют Айнагуль.

Почему не получилось

К сожалению, таких положительных примеров немного. К примеру, в Иссык-Атинском районе Чуйской области было три фостерных семьи, а на сегодня осталась лишь одна.

Главная проблема, с которой сталкиваются приемные родители, - здоровье ребенка из неблагополучной семьи. Бывают случаи, что дети имеют отклонения в развитии и страдают скрытыми формами серьезных заболеваний. И тогда перед семьей встает дилемма - либо отказаться от маленького приемыша, либо начать лечить. Но во втором случае шестью тысячами государственных сомов не обойтись.

- Случается и так, что ребенок может быть излишне коммуникабельным, - отмечает детский психолог Евгения Ким. - У него будет навязчивое желание угождать, заискивать и даже льстить. Не буду скрывать, что родители при воспитании чужих детей сталкиваются с различными проблемами, поэтому первые месяцы существования фостерной семьи чрезвычайно важны и определяют многое для всех ее членов. Как правило, приемные дети - выходцы из неблагополучных семей, изъятые из-за алкоголизма, наркомании, аморального и асоциального поведения их биологических родителей. Решение принять ребенка на воспитание в семью должно приниматься ответственно, с учетом возможных трудностей, обдуманно, взвешенно, а не под влиянием эмоций.

Еще одна трудность - асоциальное или агрессивное поведение приемыша. Причем оно не обязательно возникает сразу, а может быть спровоцировано неприятием нового образа жизни или школой, одноклассниками и, конечно же, конфликтами с родными детьми принимающих родителей.

И все же самой главной проблемой детские психологи называют отсутствие доверия к окружающим, боязнь того, что взрослые снова предадут и бросят. Долгое время ребенок может быть замкнутым и настороженным, и тут все будет зависеть от внимания и терпения приемных родителей.

Кстати сказать, финансовая составляющая тоже может быть одной из причин того, что институт фостерной семьи не развивается в республике. Жизнь дорожает, и шести тысяч сомов, выделяемых государством, сегодня явно недостаточно.

Сколько, кому и что

В министерстве социального развития КР разработали новое положение о фостерной семье, которое вскоре будет направлено на утверждение в правительство страны.

По информации главного специалиста управления социальной защиты семей минсоцразвития Киргизии Гульзины Бообековой, с 2014 по 2017 годы в фостерных семьях воспитывалось 80 детишек, которые потом воссоединились со своими биологическими родителями. На сегодня в приемных семьях остаются 13 детей.

- В прошлом году в Бишкеке и Оше при городских управлениях социальной защиты было открыто два отдела по позитивному воспитанию, - рассказала Гульзина Бообекова. - Что же касается финансирования, предусмотрено увеличение выделяемых средств на содержание приемных детей в фостерных семьях.
По ее словам, при разработке положения были учтены все ошибки, допущенные четыре года назад.

Комментарий

Анна Палий, международный эксперт по развитию социальных услуг и защите детей

Главное, что надо четко усвоить: подыскивается не ребенок для семьи, а семья для ребенка. Те семейные пары, которые решили взять на воспитание приемного ребенка, должны осознавать, что фостерная семья - это альтернатива пребыванию несовершеннолетнего в учреждениях интернатного типа. Важно также понимать, что воспитание детей в приемных семьях - это работа и выполнять ее должны профессионалы. Имеются определенные риски и необходимы определенные навыки.

Мнение

Назгуль Турдубекова, глава Лиги защитников прав ребенка

На содержание одного ребенка в интернате государство выделяет 14 тысяч сомов в месяц. Большая часть денег - около 70 процентов - идет на зарплату сотрудникам и содержание зданий и только 30 процентов остается на ребенка. С учетом того что в одном учреждении находится более ста детей, объект в год из бюджета получает до 14 миллионов сомов. Налицо неэффективное использование государственных средств, направляемых для решения проблем детей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации.