Современные технологии изменят образовательное пространство

Два месяца назад в Томском политехническом университете (ТПУ) было создано управление по цифровизации. Его возглавил директор Центра цифровых образовательных технологий, проректор Александр Фадеев.

Он рассказал корреспонденту "РГ", как в сибирском вузе формируется цифровое образовательное пространство.

Что уже сделано в ТПУ по переходу на цифровые технологии?

Александр Фадеев: Томский политех входит в число российских университетов-лидеров по многим направлениям цифровизации. Десятки информационно-программных комплексов охватывают все сферы деятельности университета, большинство из них уникальны. Система цифрового документооборота, действующая в ТПУ, одна из лучших в стране. Командировка, к примеру, оформляется у нас таким образом, что после ввода параметров предстоящей поездки (сроки, пункты назначения и так далее) информационно-программный комплекс сам формирует смету, приказы, все это подписывается в цифровом виде.

В ТПУ переведены в цифру разработка учебных планов, распределение учебной нагрузки преподавателей, учет успеваемости студентов, расписание занятий и учебные журналы, действует электронный сервис учета научных публикаций и многое другое. Наши преподаватели активно применяют в образовательном процессе электронные онлайн-курсы, которых уже свыше 900. Они работают, можно сказать, "двадцать четыре часа семь дней в неделю", самостоятельно организуют учебный процесс, формируют задания студентам и осуществляют проверку их выполнения.

В университете разработаны одиннадцать массовых открытых образовательных онлайн-курсов (МООК), из них два - на английском языке, один - на китайском. За два года обучение по нашим МООК прошли более 20 тысяч слушателей из России, ближнего и дальнего зарубежья. Ряд курсов получил признание в экспертном сообществе, завоевал награды на национальных конкурсах и образовательных выставках. Растет количество других интерактивных форм обучения: электронных онлайн-семинаров, видеолекций, систем дополненной и виртуальной реальности. У нас, например, разработан "Виртуальный геологический полигон", при помощи которого студенты могут погрузиться в обстановку реально действующего учебного геологического полигона ТПУ в Хакасии. Когда будущие геологи потом приезжают туда на практику, им уже не нужно тратить время на адаптацию, изучение местности, они готовы сразу приступать к работе.

Полный переход на цифровой документооборот позволит ликвидировать как класс все бумажные документы

Мы переводим сейчас в виртуальную реальность наши ведущие научные лаборатории. Учащиеся смогут совершать такие же действия, как если бы они находились в настоящей лаборатории: знакомиться с оборудованием, изучать особенности работы на нем. Для студента это как игра в какие-нибудь "Танки", потому что используются тот же видеодвижок, те же клавиши управления. Но игра - это одновременно и обучение, дающее определенные навыки. Виртуальный комплекс позволяет "отрепетировать" все детали и нюансы предстоящего реального эксперимента.

В текущем году мы начали переводить в виртуальный формат Исследовательский ядерный реактор ТПУ. Это одна из наших ближайших задач.

В каких направлениях предстоит продвинуться в ближайшее время?

Александр Фадеев: Первое - цифровизация управленческой деятельности вуза. Все информационно-программные комплексы университета являются частью единой системы и единого информационного пространства. Это позволяет полностью перейти на цифровой документооборот, ликвидировать как класс бумажные документы и нецифровые электронные форматы. На следующем этапе - расширение аналитики на основе анализа больших данных, "цифровая" интеграция с организациями и предприятиями-партнерами, чтобы упростить взаимодействие. В решении этих задач мы неизбежно столкнемся с необходимостью развития так называемого "цифрового доверия", когда внутри вуза и вне его цифровой документ воспринимается как действительный без подтверждения бумажным оригиналом (с синими печатями и так далее). Необходимо применение технологий электронной идентификации личности, биоидентификации, цифровых подписей и цифровых ключей. Это имеет сверхвысокую актуальность, например, при обучении студентов на онлайн-курсах: мы должны быть полностью уверены, кто сдает экзамен от лица студента.

У студентов должна быть возможность изучать отдельные дисциплины онлайн в любом университете страны и мира

А как с образованием и наукой?

Александр Фадеев: Мы рассчитываем в ближайшие два года обеспечить цифровыми ресурсами (онлайн-курсами, тренажерами виртуальной реальности, видеолекциями и др.) все дисциплины в Школе базовой инженерной подготовки. А в перспективе все дисциплины в вузе должны иметь цифровой компонент, позволяющий студентам при необходимости самостоятельно работать с учебными материалами преподавателя. Соответственно, все преподаватели должны уметь самостоятельно разрабатывать и вести онлайн-курсы. Поэтому уже сейчас мы реализуем для преподавателей ТПУ курсы по 46 обучающим программам. Мы должны предоставить возможность студентам изучать отдельные дисциплины онлайн в других университетах страны и мира, засчитывая им эти курсы на основании цифровых сертификатов по результатам обучения.

Что касается цифровизации научной деятельности, среди ближайших проектов - создание "цифровых профилей" научных сотрудников ТПУ, содержащих данные об их научных интересах, публикационной активности, достижениях, участии в исследовательских проектах, грантах и так далее. Анализ профилей позволит оценить соответствие тематики исследований того или иного ученого, или их групп, приоритетам научно-технологического развития страны, ориентирам Национальной технологической инициативы. Существуют "маяки НТИ" - рынки будущего. Среди них - "Аэронет" (распределенные системы беспилотных летательных аппаратов), "Автонет" (развитие услуг, систем и современных транспортных средств на основе интеллектуальных платформ, сетей и инфраструктуры в логистике людей и вещей), "Маринет", "Нейронет" и так далее. Именно на этих рынках, в которых есть возможность создать отрасли нового технологического уклада, Россия будет фокусировать внимание. Соответственно, необходима некоторая "ревизия" научного потенциала политехников, возможно, - корректировка ряда направлений исследовательской и образовательной деятельности, смена приоритетов.