"Тайна дома с часами": комнатные фантастические твари
А вот и нет, вот и не Гарри Поттер. Американский писатель Джон Бэллэрс сочинил похожую историю задолго до сами-знаете-кого, в 1973 году, превратив ее далее в серию, которая на данный момент состоит из дюжины книг. Причем большая их часть написана уже другими людьми, а последняя вышла десять лет назад.
"Дом с часами" (The House with a Clock in Its Walls), первый роман в цикле, уже был как-то раз экранизирован: в эпизоде сериала-антологии "Библиотека CBS" Once Upon a Midnight Scary 1979 года. Жанровый патриарх Винсент Прайс в роли ведущего рассказывал три истории, среди которых была в том числе, например, "Легенда о Сонной Лощине". Та версия, изначально дешево и безыскусно исполненная, ныне совсем безнадежно устарела, и мало кто о ней теперь помнит.
Новую адаптацию спустя почти сорок лет возглавил Элай Рот, мастер хоррора, друг Квентина Тарантино и Дэвида Линча, автор "Лихорадки", дилогии "Хостел", "Зеленого ада" и ремейка "Жажды смерти". Не самый очевидный выбор на должность постановщика детского фэнтези, казалось бы. Но первоисточник, по сути - детский ужастик, к такому и располагает.
Мальчуган по имени Льюис, большой любитель словарей (да, он, как водится, странненький), после смерти родителей переезжает на ПМЖ к своему дяде Джонатану, сыгранному Джеком Блэком, в мрачный с виду особняк, густо населенный всякими чудесами: кресло там игриво скачет по комнатам, грифон-кустарник гадит прямо на головы всем подряд, фиолетовое нечто с щупальцами по шкафам прячется и тому подобная чертовщина творится.
Дядя Джонатан, естественно, оказывается кудесником и соглашается племянника заклинаниям научить. По соседству проживает его подруга - в сугубо платоническом смысле - Флоренс Циммерманн, дама тоже непростая, добрая ведьма с зонтиком. Ее играет Кейт Бланшетт. Уютно все, привольно, интересно в новом пристанище Льюиса, но где-то в стенах дома предыдущий его хозяин, покойный чародей, спутавшийся незадолго до кончины своей с темными силами, спрятал часы, которые раздражающе громко тикают и периодически звонят. И главное - зачем он их там спрятал, непонятно.
"Тайне дома с часами" ощутимо не хватает размаха. За исключением побочной линии в школе и одной сцены на кладбище, где Льюиса предсказуемо сразу записывают в изгои, вся фэнтезийная кутерьма размещается в стенах старинного здания, где ей, бедной, очень тесно - ни развернуться, ни ноги вытянуть. Вследствие чего ко второму акту фильм, взявший было хороший, бодрый темп, замедляется, скатываясь в унылые диалоги, и только к финалу опять разгоняется.
Элая Рота, в свою очередь, стесняют не только и не столько пространственные ограничения, сколько возрастные. Его можно понять: кому охота нянчиться с писклявым скучным малявкой-"ботаником"? Но все меняется благодаря триумфальному появлению Кайла Маклахлена из Черного вигвама. Плюнув на утомительную возню с малышней, Рот принимается ударно производить веселую жуть, не сильно при этом заботясь о том, чтобы визуальные образы соответствовали конвенциям, принятым в современном детском кино. Из-за этого получается некоторый диссонанс: фильм, где главным героем является девятилетка, чересчур мрачный и пугающий для девятилеток, а для тех, кто постарше, - слишком детский.
Кайл Маклахлен в зомби-гриме, у которого сыпятся опарыши из уха во время страстного поцелуя с толстой теткой, облупленные механические куклы, гармонично смотревшиеся бы в любом мистическом хорроре от Blumhouse, и хэллоуинские тыквы, изрыгающие липкие рвотные массы, - это со всех сторон прекрасно, но, пожалуй, чрезмерно для, в общем, инфантильной простенькой сказки. Чрезмерно хорошо. Зато Джек Блэк в кои-то веки изображает не придурка, и очарователен дуэт его с Кейт Бланшетт. Еще бы спиногрыза куда-нибудь пристроить, чтобы не мельтешил, - и совсем бы тогда здорово стало.