Напомним, поводом к дискуссии стало заявление министра просвещения Ольги Васильевой, когда на Всероссийском родительском собрании ей предложили отменить оценки в начальной школе.
"У нас нет оценок в первом классе. Мне кажется, что у малышей их быть не должно, - сообщила министр. - Мотивация должна быть очень сильная, чтобы малыш учился. В первом классе оценки ни к чему хорошему не приведут. Конечно, для средней и старшей школы отметки не обсуждаются. Они нужны, потому что показывают объективный уровень знаний ученика. Но вот в каком виде ставить отметки - это серьезный вопрос. При традиционной пятибалльной системе педагоги, по сути, используют лишь три отметки - 3, 4 и 5. Двойки ставят очень редко, ну а единицы не используют никогда. Вот и получается, что вариантов у учителей раз-два и обчелся".
Как сообщили "РГ" в пресс-службе ведомства, система оценок в начальной школе сегодня регулируется несколькими нормативными актами, закрепляющими подход, согласно которому в первом классе обучение проводится без балльного оценивания знаний и домашних заданий. Это позволяет снизить психологическую нагрузку на детей и предоставить период для адаптации. При этом общие вопросы текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации, установление их форм и порядка проведения отнесены к компетенции школы.
"Министерство разделяет позицию о необходимости взвешенных подходов к системе оценок в школе, учитывающих традиции российского образования, мнение педагогического сообщества, - подчеркнули в пресс-службе Минпросвещения. - Данные, полученные в ходе изучения общественного мнения, будут учтены при формировании позиции министерства. Отдельное внимание в работе будет уделено результатам научных исследований и изучению международного опыта".
На практике в школах встречаются разные формы аттестации. Где-то отметки или иные знаки оценки ставят уже в первом классе, где-то выставляют их с определенной четверти в первом или во втором классе и т.д.
Что интересно? Сами дети, как показал опрос Российской академии образования среди учеников 2-4-х классов, очень даже не против оценок: "за" - 82 процента ребят. Не хотели бы их получать, особенно если это двойки, лишь 15 процентов. И только 3 процента не смогли дать конкретный ответ. В опросе участвовало 2500 учеников из Москвы и Подмосковья, Волгограда, Ростова-на-Дону, Иркутской и Липецкой областей.