В рамках реализации крупномасштабного инвестиционного проекта "Модернизация железнодорожной инфраструктуры Байкало-Амурской и Транссибирской железнодорожных магистралей с развитием пропускных и провозных способностей" в 2013-2019 годах запланировано построить 537 километров вторых путей и двухпутных вставок, 42 разъезда, новый Байкальский тоннель длиной 6,7 километра, провести реконструкцию более 90 станций, оборудовать 680 километров пути автоблокировкой и ввести 5 тяговых подстанций.
При этом, по данным Института экономики и развития транспорта (ИЭРТ), общий объем финансирования был определен в 562,4 миллиарда рублей, из них средств федерального бюджета - 110,2 миллиарда, Фонда национального благосостояния - 150 миллиардов и собственных средств РЖД - 302,2 миллиарда рублей.
Как сообщил на заседании Комиссии по вопросам стратегии развития ТЭК и экологической безопасности, проходившем недавно в Кемерово, гендиректор РЖД Олег Белозеров, за последние 15 лет общая погрузка угля на сети выросла почти в полтора раза. При этом в восточном направлении наблюдался значительно более динамичный рост - более чем в 3 раза. Без модернизации железные дороги, ведущие к дальневосточным портам, могли не справиться с таким грузопотоком.
Вот лишь некоторые цифры, которые характеризуют масштаб проведенных работ. С начала реализации проекта на Восточном полигоне модернизировано 5017 километров железнодорожного пути, уложены 151 километр дополнительных главных путей и 1880 новых стрелочных переводов, сданы в постоянную эксплуатацию 30 станций, 21 разъезд, 36 тяговых подстанций, 55 малых мостов и большой мост через Бурею, реконструированы Кипарисовский и Облученский тоннели.
Подводя предварительные итоги реализации этого проекта на ВЭФ-2017, первый заместитель гендиректора РЖД Александр Мишарин заметил, что провозная способность Восточного полигона выросла на 41 миллион тонн по сравнению с уровнем 2012 года. А объем погрузки в адрес дальневосточных портов превысил 100 миллионов тонн в год.
В 2013-2017 годах, по данным РЖД, выполнено строительных работ почти на 300 миллиардов рублей. При этом за счет технологического и ценового аудита, а также инноваций удалось сэкономить свыше 16 миллиардов.
В первую очередь были приняты меры по "расшивке" одного из самых "узких" мест на однопутной линии Комсомольск - Ванино со сложным профилем пути. Был построен обходной участок Оунэ - Высокогорная и новый Кузнецовский тоннель.
Как рассказали на Дальневосточной железной дороге, если до этого по линии ежесуточно пропускали 12 пар поездов, то теперь размеры движения увеличились вдвое. Строительные работы ведутся и на участке Волочаевка - Комсомольск. Там реконструируются станции, удлиняются приемо-отправочные пути под поезда длиной 71 условный вагон. В итоге пропускная способность участка Волочаевка - Комсомольск увеличится с 21 до 24 пар поездов.
Еще один крупный и сложный объект - строительство второго Байкальского тоннеля, протяженностью 6682 метра на линии Лена - Северобайкальск Восточно-Сибирской магистрали. Проходка его завершилась 5 марта 2018 года. Сейчас ведется обустройство тоннеля, прокладка инженерных коммуникаций и укладка верхнего строения пути. Открыть движение поездов по новому Байкальскому тоннелю планируется в ноябре 2019 года. Он позволит "расшить" и сделать двухпутным участок БАМа, сдерживавший рост грузопотоков.
По словам начальника Восточно-Сибирской железной дороги Василия Фролова, в рамках проекта Восточного полигона в 2016-2017 годах было сдано в эксплуатацию более 90 объектов, в том числе вторые пути и новые разъезды. В этом году откроется для движения поездов второй мост через реку Лена длиной 417 метров. Тем самым будет ликвидировано еще одно "узкое" место на линии Лена - Северобайкальск.
Василий Фролов отметил, что завершение первого этапа проекта позволит увеличить объемы перевозок по БАМу на 60 процентов по сравнению с 2012 годом, а реализация второго этапа обеспечит их двукратный рост.
"За последние пять лет прирост объемов перевозок грузов на Восточно-Сибирской железной дороге превысил 20 миллионов тонн, - отметил глава Республики Бурятия Алексей Цыденов. - Модернизация инфраструктуры даст возможность и регионам развиваться, создавать новые производства, осваивать природные богатства, которыми здесь богата земля".
Да, здесь "зарыта" вся таблица Менделеева: огромные запасы угля, железной руды, калийных удобрений. Ждут своего часа на севере Забайкалья медный Удокан и Чинейское месторождение полиметаллов. Кстати, по расчетам, одно только Эльгинское месторождение коксующегося угля даст прибавку грузопотока до 12 миллионов тонн.
По оценке ИЭРТ, прирост объемов вывоза полезных ископаемых с месторождений Восточного полигона к 2020 году составит 66,8 миллиона тонн к уровню 2012 года, а к 2025 году в зависимости от обстоятельств - от 48 до 60 миллионов тонн.
Крупных грузоотправителей уже сегодня беспокоит вывоз продукции и загрузка строящихся портовых терминалов в Ванино и Советской Гавани. "С точки зрения государства проект развития Восточного полигона очень эффективен. Поскольку приростом пропускной способности тут же пользуются грузоотправители. Государство при этом выигрывает: каждая копейка, вложенная в железные дороги, тут же начинает давать отдачу", - заметил Сергей Цивилев, гендиректор УК "Колмар". Эта компания разрабатывает крупные месторождения угля на юге Якутии.
О необходимости начать второй этап модернизации Восточного полигона говорил в Кемерово на заседании комиссии и министр энергетики РФ Александр Новак: "Реализуемый Российскими железными дорогами первый этап программы развития Восточного полигона предусматривает к 2019 году увеличение экспортных перевозок угля в восточном направлении до 125 миллионов тонн. В рамках второго этапа предполагается увеличить их до 180 миллионов тонн к 2024 году".
Но, по его словам, в результате совместных проработок с РЖД решено увеличить провозную способность инфраструктуры в восточном направлении до 210 миллионов тонн, в том числе по углю - до 195 миллионов тонн к 2025 году. Это и будет одним из целевых параметров второго этапа развития Восточного полигона железных дорог. Для этого потребуется почти 700 миллиардов рублей инвестиций.
Проект второго этапа модернизации инфраструктуры (2020-2025 годы) уже прорабатывается. Причем акцент в новой программе будет сделан на те меры, которые дадут максимальный эффект. В их числе - строительство вторых путей и электрификация линии Волочаевка-2 - Комсомольск-на-Амуре - Ванино.
Специалисты предлагают также включить в проект второго этапа электрификацию линий Хани - Тында, Беркакит - Тында - Штурм и строительство второго пути на всем протяжении БАМа. Но планы будут зависеть от финансовых ресурсов.
Не обойтись и без строительства второго Северомуйского тоннеля. Сегодня это "бутылочное горлышко" на БАМе - так окрестил его глава компании РЖД на заседании в Кемерово. Сегодня по нему идет всего 16 пар поездов - это 16 миллионов тонн грузов. Необходим второй тоннель. Но первый тоннель длиной 15,3 километра строился 25 лет, условия там экстремальные - тектонические разломы, сложные породы, горячие источники. Поэтому начинать готовиться к этой стройке нужно уже сегодня.
И строить долгосрочные планы на перспективу. Ведь развитие Восточного полигона железных дорог, расшивку узких мест на БАМе и Транссибе президент России Владимир Путин определил как приоритетные цели развития транспортной инфраструктуры России на ближайшие годы.
Что же касается тех, кого волнует, окупятся ли огромные инвестиции, то, по мнению экономистов, один рубль, вложенный в инфраструктуру, дает от 2,7 до 8 рублей прироста ВВП в течение 10-15 лет. В свое время именно капвложения в инфраструктуру помогли Америке выбраться из Великой депрессии.