Два года назад не все верили, что грандиозные усилия и средства, вложенные в строительство и запуск движения по МЦК, оправданны. Очень дорогая дорога приходит в районы, где и пассажиров-то нет. Но произошел тот самый случай, когда транспортная система, по сути, "накормила" сама себя. Уже первый год показал, насколько были неправы скептики. Пассажиропоток превзошел самые смелые расчеты. Кольцо полюбили и приняли с самого первого поезда с пассажирами, даже несмотря на недостроенные поначалу станции и пересадочную инфраструктуру.
Железная дорога, где поезда ходят как составы в метро - через равные промежутки времени, связала между собой соседние районы, избавив от необходимости ехать через центр на метро. Многие предпочитают МЦК из-за того, что не надо лезть под землю, а есть и те, кто просто фанатеет от "Ласточек", видов за окном и целиком работающей "по-западному" транспортной системе. МЦК вдохнуло жизнь в промышленные районы срединного пояса Москвы. Жилищное строительство там оживает - всем нравится жить рядом со стабильно работающим рельсовым транспортом.
Пассажиропоток бьет один рекорд за другим, и сейчас уже приближается к полумиллиону в день - как на среднезагруженной линии метро.
Всего, как говорят в пресс-службе Московской железной дороги, за два года по кольцу проехали более 222 миллионов пассажиров. Только в этом году за восемь с половиной месяцев - с января по середину сентября - их уже было более 85 миллионов, это на 19 процентов больше, чем за тот же отрезок прошлого года.
В прошлом году кольцо перешло на интервалы в пиковое время раз в пять минут, в следующем году запланирован переход на каждые четыре минуты, а дальше и еще меньше, причем в беспилотном режиме. Первые опыты предполагается провести уже в будущем году.
А пассажиропоток будет расти. Рекордам последнего месяца МЦК обязано двум новым пересадкам, открывшимся в августе и сентябре. Первая - со станцией Окружная Савеловского направления. Там же теперь можно сесть и на аэроэкспресс в Шереметьево (он стал здесь останавливаться). Вторая пересадка на Новохохловской - на одноименную новую станцию курского направления. До конца 2018 года собираются запустить пересадку на Павелецкое направление со станции Верхние Котлы, с нее можно будет пересесть на новую станцию Варшавская. На рижском заканчивается перенос платформы Ленинградская, с которой будет прямая пересадка на Стрешнево. На горьковском возводят новую станцию Карачарово. Здесь вообще будет мега транспортно-пересадочный узел, где в одной точке сойдутся железнодорожная зонная станция, на ней будут останавливаться даже часть поездов дальнего следования, станция МЦК и сразу две станции линий метро. В 2019 году запланирован запуск новой платформы Северянин на Ярославском направлении, с которой также откроют пересадку на МЦК по принципу "сухие ноги".
Интеграция с пригородными пассажирскими направлениями - это не только окончание проекта по строительству МЦК, это и огромный задел для создания сети наземного метро столицы - Московских центральных диаметров, первые два из которых планируется запустить в конце 2019 - начале 2020 года. Принципы при их создании будут использованы те же, что и на МЦК: равные интервалы (наконец-то пассажиры из пригорода смогут распрощаться с опостылевшими дневными "окнами"). Поезда станут ходить раз в 5-6 минут в часы пик, перемежаясь с обычными электричками, - все они сохранятся в полном объеме. По диаметрам пустят городские поезда с туалетами, климат-контролем, широким проходом через весь поезд, без тамбуров. Уже известно, что на одном из МЦД точно будут ходить городские электрички "Иволги", их сейчас собирают на Тверском вагоностроительном заводе. Обкатку Центральная пригородная пассажирская компания планирует начать в декабре этого года. Как точно они будут выглядеть, станет понятно уже этой осенью. Столичный департамент транспорта и развития дорожно-транспортной инфраструктуры на площади Киевского вокзала возводит специальный информационный павильон. Там будет выставлен вагон в натуральную величину, интерактивные панели и экраны, на которых разместят максимально полную информацию об МЦД. В частности, можно будет построить маршрут с учетом будущих диаметров.
Общая протяженность всех диаметров - 446 километров. Первые два - Лобненско-Одинцовский и Нахабино-Подольский. Для запуска движения планируется провести большую подготовительную работу. В частности, пересмотреть всю систему автоблокировки. Это необходимо для увеличения скорости поездов. Сейчас сквозное движение по диаметрам тоже есть. Но, например, дорога от Нахабино до Подольска занимает около двух часов.
Кроме того, запланировано строительство нескольких станций. Так, на Нахабинско-Подольском диаметре может появиться станция Волоколамская, с которой будет удобно пересаживаться на Арбатско-Покровскую линию метро, планируется построить и Марьину рощу, с которой можно будет пересесть на Шереметьевскую Люблинско-Дмитровской линии подземки. Кстати, со временем появится и еще одна пересадка на салатовую ветку: на этот раз на юго-востоке Москвы. Там построят станцию Печатники, с нее устроится удобная пересадка на одноименную станцию метро и на станцию Большой кольцевой линии. Кстати, только с одного Подольско-Нахабинского диаметра можно будет пересесть сразу на четыре станции БКЛ.
Ходить поезда по диаметрам будут по расписанию как в метро - с 5.30 утра до 1.00 ночи. По оценке экспертов, реализация шести первых проектов МЦД разгрузит транспортную инфраструктуру столицы на 10-12 процентов.