Эта аварийная посадка вошла в историю если не мировой авиации, то отечественной уж точно. Седьмого сентября 2010 года самолет вылетел из аэропорта Полярный города Удачный в Москву. Рейс долгий, поэтому пилотов, обладающих одинаковой квалификацией, двое - командир экипажа Евгений Новоселов и пилот Андрей Ламанов. Когда через 3,5 часа после взлета приборы отказали, именно Ламанов "сидел слева" - он и управлял самолетом. Всего 26 минут - а показались, говорит, длиной в вечность.
- Самый страшный момент был, когда отключился топливный насос, и мы поняли - топлива только на полчаса, - рассказал в новосибирском аэропорту Толмачево сопровождавший родную "Тушку" в последнем рейсе Андрей Ламанов. - Надо искать площадку, чтобы сесть, а ее нет... И тут Бог послал нам Ижму.
Давно выведенную из эксплуатации взлетную полосу на аэродроме в Ижме 12 лет сохранял в порядке еще один герой - начальник вертолетной площадки Сергей Сотников. Полоса была свободна, как будто ждала самолет, хотя откуда бы ему взяться? Благодаря тому, что полоса не была заставлена техникой, 81 человек на борту остался жив. "С Сотниковым общаетесь?" - "Созваниваемся, - утвердительно кивает Евгений Новоселов. - Жив, здоров, работает"... Кстати, Евгений Новоселов и Андрей Ламанов после тех событий получили звания Героев России, Сотникова наградили медалью ордена "За заслуги перед Отечеством" II степени.
Счастливая история легла в основу новеллы "Самолет" в фильме "Ёлки-2", Сотников - это прототип героя Владимира Меньшова, роль летчика сыграл Алексей Петренко. В фильм вошел эпизод со стаканом воды, который используют летчики, чтобы ориентироваться относительно линии горизонта: "Была такая попытка, да, - подтверждает Андрей Ламанов. - Только не глядели особо на стакан-то, площадку высматривали!"
Встречать легенду российской авиации в Толмачево собрались десятки людей. Каждый мечтал сфотографироваться с пилотами - этим просьбам не было конца. В ближайшее время лайнер установят в музее, в определенные часы посетителей будут пускать внутрь. Кстати, по словам заместителя гендиректора авиакомпании АЛРОСА Сергея Закржевского, после того как этот Ту-154, изготовленный в 1990 году, стал музейным экспонатом, на пассажирских авиалиниях в России остался только один самолет этой модели. Он по-прежнему будет доставлять людей из Якутии в Москву.