Голомазов - режиссер серьезный и несуетный. И к "Тилю" он подошел вдумчиво, придумав собственный мир и предложив собственную интерпретацию. Спектакль называется "комедия-рок". На сцене - замечательные музыканты рок-ансамбля "Темп-77", которые мощно исполняют современные аранжировки музыки Геннадия Гладкова.
Мир Голомазова и художника-постановщика Николая Симонова - это не мир Фландрии, но мир современный. Тиль (Леонид Тележинский) бегает в тренировочных брюках и кроссовках, а обаятельнейший (по пьесе) толстяк Ламме Гудзак превращен в "лицо восточной национальности" (Юрий Тхагалегов), который, вопреки воле Горина, обращается ко всем по-пацански: брат.
И тут у меня возникает первый вопрос: надо ли осовременивать притчу, которая, по определению, живет вне времени, или, иначе говоря, во всех временах? Надо ли Колобка одевать в джинсы и делать так, чтобы лягушка превращалась в девушку из "Мерседеса"? А без этого разве непонятно, что эти истории современны всегда? "Тиль" - это, безусловно, притча, в чем-то даже сказка. Какой смысл помещать ее в наше некрасивое время, заставляя героев одеваться по-современному безвкусно, а зрителю три часа на эти безвкусные одежды смотреть?
Давно прошли те времена, когда люди хотели видеть на сцене красивое. Сегодня в моде жестко-современное. Да ради бога! Только вот драматургия Горина этому сопротивляется.
Человек, одетый в джинсы, кожанку и кроссовки - да, выглядит по-сегодняшнему, но - нет, не выглядит симпатично. Любая рецензия - это не более чем мнение одного человека, и я прекрасно понимаю, что субъективен. Но для меня главная проблема этого спектакля в том, что и Тиль, и Ламме - не обаятельны. И тогда шутовство Тиля превращается в элементарное хамство современного пацана с наколкой на руке. Что такое делает Тиль, чтобы называть его героем? Я этого не понял. Явно талантливая актриса Полина Некрасова, играющая возлюбленную Тиля, честно пытается его любить. Но честно непонятно: за что.
Когда главные герои не держат внимания, смещаются акценты пьесы. Подлинным героем становится Рыбник в блестящем исполнении Михаила Горевого. По сути, "Тиль" - это спектакль о нем, о том, как прогрессирует зло, как постепенно оно захватывает окружающий мир. Конечно, это не случайность, а задумка режиссера. Однако злу в этом спектакле трудно реализоваться, потому что ему не с кем воевать. Тиль и Ламме здесь ни разу не соперники Рыбника.
Главный положительной герой этой истории - Клаас, отец Тиля, роль которого замечательно исполняет Владимир Яворский. Это тоже задумка режиссера: у настоящего героя сын становится суетливым пацаном в трениках! Но мне всегда казалось, что Горин писал не об этом.
Удивительным образом более всего запоминаются в спектакле как бы эпизодические персонажи. Например, король Филипп, которого очень здорово играет Дмитрий Гурьянов - милый, обаятельный, равнодушный злодей. Королева Мария - Алена Ибрагимова - прекрасная гротесковая роль. Вера Бабичева, как известно, плохо не играет. И в этой постановке ее Каталина - живой, трагический, очень глубокий человек. Очень точно играет роль начальника Александр Терешко.
Есть хорошие актерские работы. Есть пронзительные сцены, когда властвует текст Горина, и ты вслушиваешься в слова, и ты задумываешься о жизни, о себе... То есть делаешь все то, ради чего люди и ходят в театр. Но нет основы. Нет стержня. Как пел Высоцкий: "Настоящих буйных мало, вот и нету вожаков".
В программке спектакля читаем: "Сотрудничество Григория Горина и Марка Захарова продолжилось в театре "Ленком". В 1974 году состоялась премьера спектакля "Тиль", затем последовали постановки по пьесам "Забыть Герострата!", "Феномены"..." Марк Захаров никогда не ставил эти пьесы Горина, и они никогда не шли на сцене Ленкома. Мелочь? Безусловно. Но дальше - уже в спектакле - начинаются другие "мелочи": например, совершенно невозможно разобрать слов песен, которые звучат со сцены. А они важны. Это не просто украшение спектакля, это его смысловая часть.
Повторю еще раз: Голомазов - вдумчивый постановщик, и он придумал тот мир, который казался ему единственно возможным, и населил его теми людьми, которые казались ему единственно интересными для жизни в этом мире. Но мне показалось, что мир этот вошел в серьезное противоречие с той вселенной, которая построена в пьесе Григорием Гориным.
Знаменитый фильм Алова и Наумова "Легенда о Тиле" сильно отличался от знаменитого спектакля Захарова "Тиль". Общее там было одно - обе истории рассказывали о странном, невероятном, очень симпатичном загадочном человек Тиле Уленшпигеле и о его таком уже удивительном друге Ламме Гудзаке. Спектакль Сергея Голомазова о чем-то явно другом. Ни Уленшпигель, ни Гудзак не играют в нем главной роли. Может такое быть? Может. В принципе, можно поставить, например, "Гамлета", в котором вообще не будет принца датского, а, скажем, "Ромео и Джульетту" без Джульетты. Почему нет? Только возникает вопрос: а зачем?
Но - повторю - спасибо за то, что пьеса Горина на сцене. И за то, что у каждого есть возможность решать: близка ему такая интерпретация или нет.