На таких профессиональных совещаниях обычно рассматривается множество актуальных вопросов. В частности, только по проблемам функционирования вагонного парка в повестке дня запланировано десять тем.
Для России, надо сказать, в последнее время острота "вагонного вопроса" существенно сглажена, подчеркнули на "круглом столе" "Повышение эффективности вагоноремонтного комплекса. Новейшие технологии и совершенствование взаимодействия между участниками рынка". По словам начальника управления вагонного хозяйства Центральной дирекции инфраструктуры "РЖД" Михаила Сапетова, в РФ сейчас самый молодой вагонный парк не только в Европе, но и в мире. В списках значится почти 1,1 миллиона единиц, из них 101 тысяча (или 9,2 процента) - инновационных. Средний возраст вагона по отношению к 2009 году снижен на 5 лет и составляет чуть более 12, полувагоны же - самый популярный и востребованный подвижной состав - еще моложе: 8,2 года (снижение на 6,4 года). Но такие "бодрые" показатели вовсе не означают, что проблемы с ремонтом вагонов у нас не существует.
Михаил Сапетов отметил, что работа по обновлению вагонного парка и повышению качества ремонта, безусловно, позволила снизить число отказов техсредств на 17 процентов, транспортных происшествий - на треть, технологических нарушений - на четверть. Но в то же время с 2013 по 2017 год число вагонов, отправляемых на внеплановый ремонт, выросло на 9 процентов. Основная причина отцепок - износ колесной пары. По статистике, только за 8 месяцев этого года дефекты колесных пар составили почти 70 процентов (382 тысячи случаев) в общем объеме (560 тысяч) поломок. В самих колесных парах наиболее частым дефектом оказался тонкий гребень (61 процент), неравномерный прокат, выщербины (32,7 процента). При этом, подчеркнул эксперт, производители не обеспечивают вагоноремонтные депо запасными частями в необходимом объеме: более 10 тысяч вагонов простаивают в текущем ремонте второго объема (ТР-2) по причине отсутствия деталей, прежде всего - колесных пар.
Развивая тему проблемы с запчастями, начальник отдела автоматизированных систем управления инфраструктурой и подвижным составом департамента информатизации "РЖД" Наталья Старостина затронула вопрос создания сервиса жизненного цикла отдельных деталей и систем грузовых вагонов на основе технологии блокчейн. Общая база данных облегчит процесс взаимодействия участников рынка, то есть заводов-изготовителей, ремонтных предприятий и собственников подвижного состава.
Она позволит получить информацию о любой детали с момента ее производства и на протяжении всего жизненного цикла. "В качестве опытного полигона мы начали работу с колесными парами как одним из ключевых узлов грузового вагона. В следующем году мы планируем создать прототип базы. После введения ее в промышленную эксплуатацию будем развивать проект, включая в базу другие узлы и детали вагонов. Сейчас прорабатываем правила, юридические моменты, роли участников, стоимость продукта, а также экономический эффект", - пояснила Наталья Старостина.
Что касается инновационных вагонов, то в силу их "молодости" традиционные вагонные хвори их пока повально не коснулись, хотя от дефекта колесных пар не застрахован никто. Преимущества подвижного состава на тележках Барбера модели 18-9855 видны хотя бы по такому показателю: среднесетевой простой вагона в ТР-2 составляет 5,3 суток, а инновационных - 3,9. Один вагон установил своеобразный рекорд, пройдя 731 тысячу километров без отцепочного ремонта.
В ближайшие пару лет массового захода инновационников в плановый ремонт не ожидается: в 2019 году туда отправятся 50 штук, зато в 2020-м уже 2,3 тысячи, еще через год - 13 тысяч, потом - 21 тысяча. По словам замгендиректора по техническому развитию "НПК ОВК" Дмитрия Лосева, сервисная сеть по ремонту вагонов на тележках 18-9855 поступательно развивается. Сотрудники уже более 70 вагонных депо прошли обучение, эти предприятия получили статус сервисных центров. К проведению плановых ремонтов сегодня готовы 12 предприятий, еще 8 предприятий будут готовы до конца года.