Профессиональная аудитория в этом году на фестивале российского кино "Кинотавр" довольно жестко оценила фильм "Временные трудности" Михаила Расходникова с Иваном Охлобыстиным и Риналем Мухаметовым в главных ролях (13 сентября картина вышла в прокат). Речь в нем о том, что отец сурово воспитывает мальчика-инвалида, давая ему понять, что сын - такой же, как все. К фильмам на тему того, как жить в современном обществе людям с врожденными и приобретенными болезнями, с особенностями развития, поднимается в нашем кино и на ТВ так же осторожно, как и межнациональный вопрос. Для отечественной аудитории - очень тонкий лед. Да-да, эти проблемы - и в фильме "Лед", и в картине "Любовь с ограничениями", и в фильме Павла Руминова "Я буду рядом", и в сериале "Красные браслеты" (также впервые был показан на "Движении" - две серии, победил и долго ждал своего телеэфира, который прошел в августе 2018 года на Первом канале). После нынешнего "Движения" к зрителям пожалуют еще два сериала, что пополнят этот ряд - "257 причин, чтобы жить" Максима Свешникова, героиня которого в исполнении актрисы Полины Максимовой была онкобольной, но узнала, что у нее наступила ремиссия и пытается вернуться к нормальной жизни. Ее сразу же бросает любимый, которому кажется, что наступил подходящий момент, на работе к девушке относятся с брезгливостью, дома младшая сестра расстроена, что больше не сможет зарабатывать на горе деньги - она успешно вела Instagram онкобольной. У сериала "257 причин, чтобы жить" есть некая "перекличка" с проектом Крыжовникова, состоящая в том, что и в одном, и в другом показаны особенные люди, которым надо как-то надо научиться жить среди других, считающих себя здоровыми. И оба фильма сделаны с юмором, который вытесняет и горе, и подавленность, и унижающую жалость.
Что касается фильма Крыжовникова "Звоните ДиКаприо" - канал ТНТ в своем анонсе говорит о том, что в проекте "затрагивается тема, которая никогда не поднималась на отечественном телевидении". Это - правда. Да и в художественном полнометражном кино - не очень. Речь о ВИЧ-инфицированных, и Крыжовников рассказывает историю (он также один из авторов сценария) на материале, который сам хорошо знает. Имеется в виду, что вся она происходит в мире кино и телевидения. Главную роль - актера Егора Румянцева - играет Александр Петров, который, кажется, в "Гоголе" уже достиг высот своего актерского мастерства. Однако тут берет новую планку. Исполняет роль актера не только в профессии, но и в жизни. Верить ему нельзя. Он все время врет, даже, когда он не врет. Все время в образе, даже, когда он не в образе. Он морочит головы всем и особенно самому себе, следуя только одному принципу: жить нужно в кайф. Румянцев - младший брат. Но у него есть старший. И в этой роли правильного старшего - тоже актера - вдруг неожиданно раскрывается популярный бывший квнщик, а ныне еще и продюсер сериала "Смешное время" Андрей Бурковский. Крыжовников и Бурковский, кстати, вместе работали в сериале "Кухня", и их совместное творчество нашло свое продолжение.
В фильме Крыжовникова беспощадно высмеяны современные актеры и режиссеры, продюсеры и телеканалы, а также - сериалы и фильмы на конъюнктурные темы. Для примера - одну из героинь называют "Любовьиголубевна"; проходной фильм, идущий в пустых залах кинотеатров, зовется "Сирийский песок" (актриса Равшана Куркова очень хороша в эпизоде, связанном с ним), пустой сериал на медицинскую тему на ведущем канале - "Первая Градская" делается с таким цинизмом, что ему позавидуют даже недобросовестные врачи и так далее. На фоне шуток и безумных ситуаций из современной российской жизни в искусстве, местами напоминающих фильм "Горько!", главная линия, связанная с болезнью, кажется как бы и не главной. Но тем вернее она "вкручивается", как отвертка, в мозг разомлевшего от шуток, реприз и гэгов зрителя. Как еще можно донести серьезную и тяжелую проблему до молодого, а также жаждущего позитива возрастного человека, как не через отвязный юмор, когда шутят так, как в последний раз. Есть в сериале момент, когда хочется остановить действие и закричать герою Петрова, мол, что же ты делаешь! Замри и сдай обратно! Но впереди еще пять серий. И, чтобы подчеркнуть этот неотвратимый шаг, который делается от больного до смешного и наоборот, каждая серия проекта "Звоните ДиКаприо" заканчивается на высокой классической ноте чистейшего из искусств - музыки. В двух первых сериях - это возвышенное и далекое оперное пение, в третьей - тоскующая скрипка. И, вытирая слезы от смеха в этот момент, чувствуешь, как к горлу подходят совсем другие: безысходности и тревоги.
Кстати, в первых трех сериях проекта Леонардо Ди Каприо так и не появился. Один раз возник, что называется, "на словах". При этом - в фильме звездный состав российских актеров: Юлия Хлынина, Игорь Миркурбанов, Александра Ревенко, Юлия Александрова, маленькая Марта Тимофеева и другие. Жора Крыжовников снял своего "Выжившего" или "пока выжившего" совсем с другими артистами - не с голливудскими, что не снимает важности проблемы. За океаном она так же актуальна, как и у нас.