В Выставочном зале федеральных архивов продолжает работу документальная выставка "Мюнхен-38. На пороге катастрофы". Среди ее экспонатов - телеграммы, которыми обменивались президент США Франклин Рузвельт и Гитлер накануне сговора. Плохо скрываемое безразличие и прекраснодушие - с одной стороны. Дерзость и бесстыдство - с другой.
"От лица 130 миллионов граждан Соединенных Штатов Америки и в интересах всего человечества я искренне призываю вас не прерывать переговоров по поиску мирного, справедливого и конструктивного решения спорных вопросов. Я искренне повторяю, что пока переговоры продолжаются, разногласия могут быть улажены. Как только они прерываются, теряется разум, утверждается сила, а сила сама по себе не производит решения для будущего блага человечества", - пишет Рузвельт 26 сентября 1938 года.
И вот отрывок из ответа: "...у немецкого правительства не было недостатка ни в терпении, ни в искреннем желании в достижении мирного взаимопонимания. Не Германия виновата в том, что проблема судетских немцев вообще существует и что из нее произросли нынешние невыносимые обстоятельства... Не германское правительство, а исключительно чехословацкое правительство должно теперь решить, хочет ли оно мира или войны".
Какие уроки современное человечество вынесло с той сентябрьской конференции в Мюнхене?
Александр Чубарьян: "Мюнхен - прелюдия трагедии" - так называлась одна из самых знаменитых книг на эту тему. Мюнхен - это несколько важнейших уроков для человечества. И главный: когда перед миром встает, употребляя современный термин, глобальная угроза, а как показали последующие события, нацизм был именно такой угрозой, в этот момент следует думать о согласованных действиях разных сил и разных партий, чтобы объединиться. Но идеи национального эгоизма взяли верх над интересами мира. Еще один урок: с таким противником, каким была нацистская Германия, полумеры и политика умиротворения какими-то уступками, которые проводили Англия, Франция и Италия, невозможны. Такая политика приводит к трагическим результатам.
В 30-е годы в мире была очень популярна идея коллективной безопасности. Она исходила от Франции. К ней подключились некоторые страны, в том числе и Чехословакия. Ее поддерживал и Советский Союз. Кризис этой идеологии пришелся на вторую половину 30-х годов. Но Мюнхен был кульминацией отказа от идеи коллективной безопасности. Проблема эта стоит и сегодня. Хотя у современного человечества - другие угрозы и риски. Сегодня это, в частности, международный терроризм. Но обращение к истории, к урокам Мюнхенского соглашения, весьма актуально.
Еще один урок Мюнхена состоит в знании: страны или партии, которые преследуют агрессивные цели, не удовлетворятся мелкими уступками. Напомню, что английский премьер-министр, вернувшись в Лондон после Мюнхена, заявил: "Я привез вам мир!". А спустя пять месяцев Германия ликвидировала то, что оставалось от Чехословакии.
Опыт Мюнхена интересует сейчас западных историков?
Александр Чубарьян: Наши немецкие коллеги оценивают эти события однозначно как политику нацистской Германии. Но я с сожалением должен сказать: если еще 20 лет назад тема истории предвоенного периода весьма интересовала ученых и общественность Запада, сейчас этот интерес малозаметен. Мюнхен, конечно, был широко освещен в таких странах, как Чехия и Словакия. А вот в Англии и Франции книги по этим сюжетам выходили давно. Сейчас это событие на Западе осталось в тени. Это понятно, ведь оно показывает историю этих стран с весьма неблаговидной стороны. Но в прошлом нельзя видеть только плюсы и скрывать то, что всем очевидно.
Следующий год - 80-летие начала Второй мировой войны. И он пройдет под флагом очень серьезных дискуссий. Вот тогда и поговорим еще глубже, что означал Мюнхен для начала войны.
Российским историкам тоже предстоит объективно оценить ситуацию. Ведь СССР тогдашний оказался в положении изоляции. И, думаю, психологически Мюнхен очень подействовал на Сталина. Сталин вообще всегда не очень доверял англичанам. Он почувствовал большую опасность в объединении разных стран на антисоветской основе. И именно Мюнхен послужил для Москвы сигналом к поиску каких-то контактов в Германии. Они начались весной 1939 года. Так Мюнхен изменил расстановку сил в мире. И еще. Летом 1939 года шли переговоры Англии и Франции с СССР, которые ничем не кончились. Национальный эгоизм привел к тому, что была утрачена еще одна возможность для создания антинацистского фронта.
Мы публикуем отрывки из телеграмм Рузвельта и Гитлера друг другу. Какую позицию занимали США во время Мюнхенской конференции?
Александр Чубарьян: Она отличалась, с одной стороны, изоляционизмом, вроде они демонстрируют, что не очень связаны с проблемами в Европе. Благодушная позиция некой отстраненности. Но я не думаю, чтобы в Вашингтоне не понимали, что представляет собой нацистская Германия. А академический тон переписки означает, что не было желания объединиться. Если бы Америка однозначно оценила гитлеровскую политику как опасную для мира, это бы подействовало на ее партнеров - Англию и Францию.
Телеграмма рейхсканцлера Германии А. Гитлера президенту США Ф. Рузвельту о намерении Германии определять политику в отношении Чехословакии, исходя из интересов немецкого народа.
28 сентября 1938 года, Берлин.
Немецкий язык.
Копия.
Министерство иностранных дел Германии - Политический архив.
"После того как чехословацкое правительство ранее заявило британскому и французскому правительствам, что оно согласно с отделением зоны расселения судетских немцев от Чехословакии и присоединения ее к германскому рейху, предложения в германском меморандуме преследуют не более чем оперативное, безусловное и справедливое выполнение чехословацкого обещания.
Я убежден что Вы, господин президент, после ознакомления в целом с развитием проблемы судетских немцев с ее возникновения до сегодняшнего дня признаете, что у немецкого правительства не было недостатка ни в терпении, ни в искреннем желании в достижении мирного взаимопонимания.
Не Германия виновата в том, что проблема судетских немцев вообще существует и что из нее произросли нынешние невыносимые обстоятельства. Ужасная судьба затронутых этой проблемой людей не позволяет более медлить с ее решением. Возможность перейти к справедливому урегулированию путем заключения соглашения поэтому с предложением германского меморандума исчерпаны. Не германское правительство, а исключительно чехословацкое правительство должно теперь решить, хочет ли оно мира или войны".
Телеграмма президента США Ф. Рузвельта рейхсканцлеру Германии А. Гитлеру с призывом разрешить германо-чехословацкие спорные вопросы мирными средствами.
26 сентября 1938 года. Вашингтон. Английский язык. Копия.
Министерство иностранных дел Германии - Политический архив.
"От лица 130 миллионов граждан Соединенных Штатов Америки и в интересах всего человечества я искренне призываю Вас не прерывать переговоры по поиску мирного, справедливого и конструктивного решения спорных вопросов. Я искренне повторяю, что пока переговоры продолжаются, разногласия могут быть улажены. Как только они прерываются, теряется разум, утверждается сила, а сила сама по себе не производит решения для будущего блага человечества".