В прошлом году технологические инновации в России использовали 9,6 процента промышленных предприятий. В рейтинге европейских государств, где проводятся аналогичные обследования, Россия остается на 28-м месте, опережая лишь Румынию (6,4 процента). В Германии показатель равен 58,9 процента, в Финляндии - 52, Франции - 46,5, Великобритании - 45,7, Дании - 39,4. В других секторах в России инновации тоже используют мало: 8 процентов телекоммуникационных и ИТ-компаний и 3,1 процента сельхозпредприятий.
По мнению экспертов, отставание в развитии и апробировании инноваций объясняется низким уровнем коммерциализации научных разработок. Вузы занимаются исследованиями по собственному усмотрению, а компании внедряют новые технологии, ориентируясь на собственные нужды. Связи между наукой и бизнесом по-прежнему остаются чрезвычайно слабыми. Укрепить их, по замыслам властей, может формирование многоотраслевых кластеров.
Узкое кластерное деление, по словам экспертов, постепенно уходит в прошлое. "Неправильно представлять себе современный кластер как единую промышленно-технологическую цепочку, - считает директор Троицкого инновационного кластера Виктор Сиднев. - Сегодня конкурирующие фирмы зачастую используют одних и тех же производителей компонентов для своих продуктов, оставляя за собой лишь ключевую технологию и отдавая все остальное на аутсорсинг. Промышленный кластер - это множество независимых цепочек, работающих на одну общую цель. Поэтому, например, в автомобильном кластере надо инвестировать не в производство автомобилей - это сделают и сами автогиганты. А вот производство большинства автокомпонентов в России - это реально слабое место, которое тормозит развитие всей отрасли".
Реализоваться технологическим и бизнес-идеям в разы быстрее поможет интеграция отраслей на всех уровнях. "Нужна система, которая выстроит горизонтальные связи между компаниями и позволит беспрепятственно находить поставщиков, персонал, способы продвижения, - полагает венчурный инвестор, основатель Universa Blockchain Александр Бородич. - Например, в Москве кластеры планируется объединять с помощью виртуальной IT-платформы, построенной на технологии распределенных реестров, в рамках проекта "Инновационно-производственный кластер". Это позволит компаниям получить инструментарий для автоматизации бизнес-процессов, а российские и иностранные венчурные инвесторы смогут узнавать о перспективных стартапах и вовремя их финансировать".
Столичный инновационно-производственный кластер станет платформой продвижения идей и существенно сократит барьеры развития для бизнеса, уверены участники рынка. "Кластер - это концентрация ресурсов", - добавляет директор по развитию инновационной экосистемы "Российской венчурной компании" Алексей Гусев.
В Москве, по его словам, создана разнообразная инфраструктура, порой даже опережающая возможности компаний. "Поэтому необходимо уделить должное внимание установлению кооперации между ними. Научно-технологический прорыв невозможен без этой связности и взаимодополнения", - полагает Гусев.
Московские власти объединили разрозненные столичные кластеры, ряд крупных производств и научных организаций в единый инновационно-производственный кластер (ИПК). Пока это первый опыт создания межотраслевого кластера в стране. "В Москве уже функционирует семь отраслевых кластеров (и имеется значительный потенциал формирования новых кластеров в нескольких десятках видов деятельности), для ускоренного развития которых планируется сформировать единую платформу - московский суперкластер, - рассказал "РГ" руководитель российской кластерной обсерватории НИУ ВШЭ Евгений Куценко. - В него должны войти ключевые предприятия, университеты и научные организации города с целью ускорения разработки и вывода на рынок новых продуктов и услуг. Предполагается, что кластер позволит сформировать благоприятную среду для "выращивания" новых кооперационных проектов с высоким экспортным потенциалом, в том числе привлекая уже имеющиеся и способствуя разработке новых мер государственной поддержки".
В ближайшее время механизмы промышленных кластеров станут еще более привлекательными для российских и иностранных инвесторов, а внедрение и распространение на другие регионы платформы московского ИПК только подстегнет их развитие, считает Бородич.