Могут ли роботы вытеснить людей с рынка труда

Рынок сервисной робототехники идет на подъем. Роботы-консультанты, промоутеры, кладовщики, охранники, рекрутеры - секторов, где работники-машины полностью или частично уже готовы взять на себя функции людей, становится все больше.

В сентябре российским микрофинансистам презентовали роботизированный вендинговый автомат, предназначенный для оценки и хранения золота. Custody Bot - разработка стартапа GoldMint в партнерстве с AIRA - умеет принимать, проверять, перемещать на хранение драгоценный металл и зачислять на карту владельца кредитные средства. Пока умная машина не может обойтись без помощи человека - менеджера ломбарда, но в следующих доработанных версиях разработчики обещают этот недостаток устранить.

Несмотря на то что классический ювелирный ломбард является, по сути, самым древним финансовым институтом, который в большей степени использует традиционные технологические решения, не меняющиеся с годами, появление на этом рынке новых разработок открывает большие перспективы, говорит глава Национального объединения ломбардов Алексей Лазутин. "Идея создания автомата-ломбарда для выдачи займов под залог золота и скупки золота в перспективе позволит снизить затраты предпринимателей на открытие ювелирных ломбардов, - отмечает он. - Не нужно будет обучать сотрудников проведению экспертизы золотых украшений и платить им заработную плату; не нужно будет думать о выполнении требований регуляторов, так как в дополнение к аппарату будут предоставляться сервисы удаленного бухгалтерского и юридического обслуживания".

Робот-промоутер - детище пермской компании Promobot - научился обходиться без участия человека, после запуска он работает полностью автономно. Его вотчина - места повышенного скопления народа вроде форумов и конференций. Робот может помочь с навигацией, ответить на вопросы посетителей или рассказать о какой-нибудь продукции. Электронную девушку по имени Kiki московская компания AlfaRobotics представила еще в конце 2015 года на выставке Robotics Expo. С тех пор она встречает гостей крупных деловых мероприятий, общается с покупателями в качестве продавца-консультанта и развлекает посетителей ресторана, когда те ждут свободный столик.

Есть в России и робот-кладовщик, созданный компанией "Киберсклад". Он доставляет нужный товар со стеллажей, экономя время и силы комплектовщиков-людей, которым не приходится сновать по складу в поисках нужных полок.

Роботами эффективнее заменять человека в рутинных задачах. "Но важно при этом, чтобы машины "бесшовно" встраивались в текущие бизнес-процессы, фактически имитируя работу человека, но точно и круглосуточно", - говорит Сергей Сигалов, директор по развитию бизнеса Sever.Al - компании, создавшей и запустившей на российском рынке робота-рекрутера.

Отобрать процесс для автоматизации и замены роботом, по словам Сигалова, просто - он должен быть повторяемым и легко алгоритмизируемым - содержать немного отклонений от стандартного сценария. Также использование робота должно приносить заметный экономический эффект.

"Результаты наших проектов показывают, что система ускоряет поиск сотрудников на 50 процентов и позволяет разгрузить 56 процентов времени специалистов по подбору персонала - 88 рабочих часов в месяц, - говорит Сигалов. - Это стало возможным благодаря тому, что система может за несколько секунд найти резюме и за минуты связаться с тысячами кандидатов. У человека на это уходит гораздо больше времени. К тому же это не самые интересные задачи для самих рекрутеров-людей".

Российский рынок сервисной робототехники, по данным Национальной ассоциации участников рынка робототехники (НАУРР), прибавляет по 50 процентов в год. "Мы следим за участниками рынка три года, и именно такая динамика на нем сейчас наблюдается", - говорит исполнительный директор Ассоциации Алиса Конюховская.

По ее словам, активнее всего развивается сегмент b2b - сервисная робототехника для бизнеса. Большие перспективы в этом плане у беспилотного транспорта, роботов-промоутеров, машин, которые могут работать в сложных условиях Арктики.

Роботы, собранные в России, активно экспортируются в США, Европу, арабские страны, в Южную Корею. "Китай интересный, но крайне противоречивый рынок: с одной стороны, там есть сформировавшийся интерес к роботам, с другой - компаниям, которые хотят там работать, нужно быть очень осторожными, есть вероятность, что разработка может быть украдена", - замечает Конюховская.

Прогноз, что роботы могут вытеснить людей с рынка труда, исполнительный директор НАУРР считает ошибочным. "Рынок труда меняется, часть профессий уходит и появляются новые. Роботы также создают новые рабочие места.. В ряде стран это уже поняли, - констатирует Конюховская. - Недавно к нам приезжала корейская делегация, визит которой организовывало бюро по трудоустройству этой страны. Речь о том, что оно поддерживает местные робототехнические компании, чтобы они продавали больше продукции, в том числе на экспорт, сохраняли и создавали рабочие места. Мне кажется, это правильная позиция".